02/04/2013

Астрономы из Японии обнаружили «космическую магатаму»

Небесный объект, напоминающий по форме магатаму – древнеяпонский амулет – и образованный крайне редким наложением двух галактик, был обнаружен японскими астрофизиками. Одна из галактик «космической магатамы» выступает при этом в роли гравитационной линзы. Краткое содержание работы, опубликованной в журнале Astrophysical Journal, изложено в пресс-релизе на сайте телескопа «Субару».

Астрономы исследовали молодую галактику LAE 221724+001716, которая находится в 11,6 миллиардов световых лет от Земли. От скопления звезд исходило жесткое ультрафиолетовое излучение, но источник его оказался несколько смещен относительно места расположения самой галактики.

Ученые провели наблюдения при помощи гавайских телескокопов «Субару» и «Кек» и установили, что на самом деле космический объект замысловатой формы представляет собой не что иное, как наложение двух галактик, одна из которых искажает свет более дальней галактики. Подобное наложение редко можно увидеть в космосе, поэтому астрофизикам было сложно сразу понять природу столь необычного объекта.

Определить массу ближайшей галактики позволили дальнейшие наблюдения. Ее масса оказалась равна приблизительно миллиард масс Солнца, что от массы Млечного пути составляет лишь одну сотую. Астрофизикам удалось оценить расстояние между загадочной парой галактик, а также степень гравитационного линзирования, которое осуществляется ближайшей из них.

Эффект гравитационной линзы, предсказанный в общей теории относительности, основан главным образом на искажении траектории движения света около массивных объектов. Это явление служит наиболее явным подтверждением выводов Эйнштейна, и позволяет иногда рассмотреть далекие объекты, которые были бы не доступны сами по себе для наблюдения. Благодаря этому эффекту астрофизикам недавно удалось заснять так называемого «космического захватчика» - галактику, забавно искаженную гравитационной линзой.

Самая крупная радиогалактика