14/07/2012

Самый чувствительный детектор темной материи был установлен в заброшенном прииске

Самый чувствительный детектор темной материи в мире, в пятницу был установлен в заброшенном золотом прииске.

Когда он начнет сбор данных, то, по мнению ученых, можно ожидать прорыва в области исследований Вселенной, по масштабности сравнимого с недавним фурором по случаю открытия так называемой "частицы Бога".

"Обнаружение темной материи представляет собой намного более сложную проблему", - сказал Том Шутт, профессор физики из Западного резервного университета Кейза, работающий над Большим Подземным Ксеноновым детектором или БПК.

"Если мы найдем ее, то это станет намного более серьезным сдвигом в нашем понимании физики". Ранее в этом месяце, ученые объявили об открытии существования бозона Хиггса, субатомной частицы, которая играет важную роль в придании другим частицам массы. Ее иногда называют "частицей Бога", поскольку она играла ключевую роль в ранней эволюции Вселенной.

Темная материя - это трудная для обнаружения субстанция, из которой, по мнению ученых, состоит 25% Вселенной. Ее существование было определено по гравитационному притяжению, но в отличие от обычной материи, ее невозможно увидеть. Открыв темную материю, ученые смогут объяснить, почему Вселенная не состоит на 50% из материи и на 50% из антиматерии. А это, в свою очередь, объяснит как появился этот мир.

Подземная исследовательская лаборатория в Сэнфорде была представлена в мае. Она будет располагаться в заброшенном золотом прииске в Южной Дакоте, в городе Блэк Хиллс. Прииск был выбран по той причине, что темная материя слишком чувствительна, чтобы обнаружить ее на поверхности Земли.

Расположив БПК глубоко под землей, ученые оградили темную материю от помех вызываемых космической радиацией, которая может помешать ее обнаружению. Перемещение трехтонного датчика потребовало много сил и времени. Он был помещен в защитную пену и пластик, а часть пути под землю был проделан на пневматическом подшипнике, чтобы исключить даже малейшую тряску. "Мы очень переволновались", -сказал профессор физики Йельского университета, Дэн Маккинси. "Мы всегда волнуемся, что могли чего-то не предусмотреть".

Датчик может начать сбор данных уже в начале декабря. "Мы пытаемся выяснить, каковы базовые компоненты Вселенной", - сказал Шутт.

Оригинал (на англ. языке): Phys.org