29/06/2012

Ученые поймали магнитные супер-торнадо, разогревающие корону Солнца

Ученые поймали магнитные супер-торнадо,  разогревающие корону  Солнца

Европейские физики обнаружили магнитные гигантские торнадо, которые разогревают в короне Солнца газ до миллиона градусов Кельвина, это подтвердило одну из самых общепринятых теорий, которые объясняют аномально высокую температуру короны, заявили астрофизики.

Высокая температура короны – то есть самого верхнего слоя атмосферы Солнца - остается для астрофизиков до сих пор загадкой. Нижележащие слои Солнца - фотосфера и хромосфера - разогреты до температуры 10 000 градусов Кельвина. В пограничном слое, непосредственно  между короной, а также фотосферой толщиной в километры,  эта температура увеличивается резко в сотни тыс. раз и достигает приблизительно миллионов градусов Кельвина. Полное объяснение данного феномена, который не вызывает у большинства ученых сомнений, не существует пока.

Группа астрофизиков с руководителем Свеном Ведемайера-Бомом,  университет Осло (Норвегия), наблюдала за поверхностью Солнца и  его атмосферой с помощью инструмента AIA на борту SDO.

Ведемайера-Бома с  коллегами интересовали именно вихри в хромосфере,  похожие на земные торнадо по своим свойствам. Многие астрофизики данные образования связывают с "выростами" магнитного поля Солнца и процессом разогрева газа в его короне.

Авторы статьи изучали магнитную структуру торнадо в солнечной хромосфере и проверили, как появление их отражается на состоянии магнитного поля и короны Солнца. Астрофизикам удалось найти 14 подобных объектов в участках Солнца, свободных от пятен, и проследить их развитие.

Оказалось, что возникновение гигантских вихрей на поверхности фотосферы и хромосферы сопровождалось формированием схожих, а также соединенных с ними структур и в нижних частях короны. Диаметр их достигал 1500 километров, что больше в тысячи раз самых массивных земных вихрей.

В основе супер-торнадо, по словам ученых, лежат гигантские выросты солнечного магнитного поля, которые закручены в виде совершенно неправильной спирали. Газ из нижней части короны и верхней части хромосферы захватывает торнадо и начинает двигаться непосредственно по силовым линиям этой магнитной спирали, ускоряясь постепенно и разогреваясь до млн. градусов Кельвина.

Как исследователи утверждают, энергии подобных торнадо должно хватать для разогрева в короне Солнца плазмы до текущих ее температур. Однако этот механизм работать будет лишь в "спокойных" регионах светила, на чьей территории отсутствуют пятна и физические процессы,  связанные с ними, не действуют.

Пять штатов США пострадали от серии торнадо