30/03/2012

На Солнце обнаружены огромные торнадо

Солнечные торнадо, в несколько раз превышающие по размеру Землю, были обнаружены в солнечной атмосфере, заявляют исследователи из Соединенного Королевства. Солнечные торнадо были открыты Обсерваторией солнечной динамики. Видео торнадо было представлено на Национальном астрономическом собрании 2012 в Манчестере.

"Это, пожалуй, первый такой крупный солнечный торнадо, снятый на видео. Ранее, намного более меньшие солнечные торнадо были открыты спутником SOHO. Но они не были сняты на видео", - сказал доктор Ксинг Ли из Аберистуитского университета.

Доктор Хью Морган, один из первооткрывателей солнечных торнадо, добавил: "Это уникальное и восхитительное торнадо играет роль в зарождении солнечных бурь".

Обсерватория зарегистрировала перегретые газы, температура которых находилась в диапазоне 50 000 – 2 000 000 Кельвинов. Они выходили из корня плотного выступа под названием протуберанец и уходили высоко в атмосферу, перемещаясь на 200 000 километров по спиральной траектории, в течении по меньшей мере трех часов.

Скорость горячих газов торнадо достигает 300 000 километров в час. Для сравнения скорость земных торнадо может достигать 150 километров в час.

Торнадо часто зарождаются у истока коронального выброса масс. При достижении Земли, эти корональные выбросы масс могут причинить значительный ущерб околоземным спутникам и даже вывести из строя электрическую сеть.

Солнечные торнадо увлекают спиральные магнитное поле и электрические токи в высшие слои атмосферы. Вполне возможно, что именно магнитные поля и токи играют ключевую роль в возникновении корональных выбросов масс.

Обсерватория солнечной динамики была запущена в феврале 2010 года. Этот спутник вращается вокруг Земли по круговой, геостационарной орбите на высоте 36 000 километров. Он занимается мониторингом солнечной активности, с целью лучшего понимания причин происходящих на нем процессов и развития инструментов прогнозирования происходящих там изменений.

Раскрыта загадка магнитного поля Юпитера

Долгие годы оставалось загадкой магнитное поле Юпитера, структура которого напоминает магнитное поле Земли, хотя небесные объекты эти совершенно друг на друга не похожи. Наконец, стало возможным изучить магнитное поле газового гиганта более подробно. Удалось это благодаря компьютерной модели, созданной группой сотрудников Института исследований Солнечной Системы под руководством Макса Планка.

Магнитное поле Земли ослабевает

Изменения магнитного поля Земли происходили в прошлом не раз. Известно, что поле меняет направление в среднем примерно раз в 250 тысяч лет. Однако последний существенный сдвиг магнитных полюсов, так называемый переход Брюнес-Матуяма, произошел уже более 780 тыс. лет назад. Очевидно, что смена магнитных полюсов должна произойти в "ближайшем" будущем.

Ученые поймали магнитные супер-торнадо, разогревающие корону Солнца

Европейские физики обнаружили магнитные гигантские торнадо, которые разогревают в короне Солнца газ до миллиона градусов Кельвина, это подтвердило одну из самых общепринятых теорий, которые объясняют аномально высокую температуру короны, заявили астрофизики. Высокая температура короны – то есть самого верхнего слоя атмосферы Солнца - остается для астрофизиков до сих пор загадкой. Нижележащие слои Солнца - фотосфера и хромосфера - разогреты до температуры 10 000 градусов Кельвина.