23/03/2008

Под поверхностью Титана, возможно, существует океан

Межпланетный зонд NASA Cassini обнаружил свидетельства, указывающие на то, что на спутнике Сатурна Титане, возможно, существует подземный океан, состоящий из воды в жидком виде и аммиака. Результаты исследований опубликованы 21 марта в журнале Science.

"Со своими дюнами, озерами, каналами и горами, поверхность Титана больше остальных планет Солнечной системы похожа на поверхность Земли" - сказал Ральф Лоренц (Ralph Lorenz), руководитель исследования и специалист по радарной системе зонда Cassini при лаборатории Johns Hopkins Applied Physics Laboratory - "Мы наблюдаем некоторые изменения в процессе вращения Титана, что дает нам возможность заглянуть под его поверхность".

Ученые использовали данные, полученные в период с октября 2005 года по май 2007, для того, чтобы составить топографические карты расположения озер, каньонов и гор на поверхности планеты. Этому поспособствовали удивительно четкие снимки поверхности, полученные при помощи радара Cassini Synthetic Aperture Radar, способного "смотреть" сквозь плотную, насыщенную метаном атмосферу Титана.

Изучая свежие снимки поверхности Титана, полученные во время следующего облета планеты зондом Cassini, ученые решили найти на них те объекты, которые были зафиксированы на карте в прошлый раз. К своему удивлению исследователи обнаружили, что зафиксированные ранее объекты сдвинулись почти на 19 миль от изначальных позиций. По словам ученых, это можно объяснить лишь тем, что под ледяной коркой Титана существует океан, за счет которого и происходят подобные сдвиги поверхности.

Исследователи полагают, что на глубине около 100км под плотным слоем насыщенного органикой льда существует океан из жидкой воды и аммиака. Сочетание органических соединений и жидкой воды крайне взволновало ученых-астробиологов, надеющихся найти на Титане замороженные химические компоненты, которые, вероятно, поспособствовали зарождению жизни на Земле.

Теперь ученые ждут следующих данных от Cassini, который 25 марта применит свой ионный спектрометр (Ion and Neutral Mass Spectrometer) для изучения верхних слоев атмосферы Титана. Во время максимального сближения с планетой (на высоте около 1000км) зонд задействует визуальный и инфракрасный картографический спектрометр для получения снимков высокого разрешения юго-восточного сектора. Мы поведаем вам интересные новости из первых уст.

Оригинал (на англ. языке): Saturn.jpl.nasa.gov

Новые снимки поверхности Титана

Американское космическое агентство НАСА опубликовало изображения полярных морей на Титане, спутнике Сатурна, вместе с солнечными бликами, отраженными от его поверхности. Снимки сделаны аппаратом Кассини в конце августа, сообщает The Independent. Титан — крупнейший из 53 спутников Сатурна и второй по величине спутник Солнечной системы после Ганимеда. Титан состоит преимущественно из воды, льда и горных пород

Ученые раскрыли секрет возникновения гейзеров на спутнике Сатурна

На ледяной поверхности Энцелада -- спутника Сатурна, извергается как минимум 101 гейзер, о чем свидетельствует последнее исследование ученых, опубликованное в журнале Astronomical Journal. По словам специалистов, гейзеры дают возможность собрать внеземную воду для изучения. В течение последних лет Энцелад стал одним из наиболее привлекательных мест для поиска простейшей жизни - в его недрах был обнаружен океан, а на поверхность - лед.

Уникальное фото освещенной половины Энцелада опубликовала НАСА