09/11/2011

Генетически модифицированные комары вызывают все больше опасений

Растет обеспокоенность по поводу выпуска новой партии генетически модифицированных комаров, которые убивают своих потомков.

Этот проект призван снизить количество этих вредителей и предотвратить распространение таких смертельных болезней как лихорадка денге и малярия.

В то же время, все чаще слышны голоса критиков проекта, которые обеспокоены возможными побочными эффектами для здоровья и окружающей среды, поскольку комаров невозможно вернуть после того, как они были выпущены.

Ученые из Соединенного Королевства сообщили об успешном первом испытании. Они выпустили первую партию комаров, которые передают летальный ген своим потомкам, убивая их еще до достижения теми периода полового созревания.

Модифицированные комары были выпущены на Каймановых Островах, где распространен вирус денге, разносимый комарами Aedes aegypti.

В 2009 году, на острове Гранд, в течении четырех недель было выпущено 19 000 модифицированных в лаборатории комаров на площади в 25 акров. Полученные данные показывают, что модифицированные самцы были почти на 50% менее успешны в спаривании, что достаточно для снижения общей популяции.

Люк Алфи, старший научный сотрудник компании Oxitec, которая разработала эту технику, заявил: "Мы очень удивлены тем, как хорошо они справились. Для того, чтобы этот метод действовал, достаточно даже сравнительно небольшого количества самок, спаривающихся с ГМ-самцами. Хотя выведенные в лаборатории самцы никогда не будут такими же конкурентоспособными, как дикие, но этого и не требуется, хватит и того, что они будут умеренно успешными".

По словам доктора Алфи, эта техника безопасна, поскольку выпускаются только самцы, которые, в отличие от самок, не кусают людей и не распространяют болезни.

В то же время, высказываются опасения, что комары могут развить сопротивляемость к летальному гену в лаборатории.

По информации Тодда Шелли, около 3,5 процента насекомых в лаборатории доживают до периода полового созревания, несмотря на наличие летального гена.

Помимо этого, сортировка самцов и самок, которая проводится вручную, может привести к тому, что порядка 0,5 процента выпускаемых насекомых окажутся самками.

Компания Oxitec утверждает, что уже разработала решение - генетическую модификацию, которая лишает самок возможности летать, не воздействуя на самцов.

Без ГМО сегодня никуда