22/11/2015

Мощное магнитное поле красного карлика TVLM 513-46546

Астрономы, использующие телескопы обсерватории ALMA обнаружили, что холодный, тусклый карлик генерирует необычайно мощное магнитное поле, которое не уступает магнитному полю зафиксированному в наиболее активных регионах нашего Солнца. Магнитное поле звезды потенциально связано с количеством солнечных вспышек. Как и в случае нашего светила, эти вспышки создают плотные магнитные поля, которые действуют как космические ускорители для частиц.

При этом они воздействуют на электроны, тем самым создавая излучение в мм диапазоне, которое может быть зафиксировано при помощи ALMA. Настолько мощные и частые вспышки уничтожат любые известные живые формы на близлежащих планетах, отмечают исследователи. “Живя мы около звезды подобной TVLM 513-46546 у нас полностью бы отсутствовала спутниковая связь. Скорее всего, и сама жизнь на нашей планете не смогла бы существовать, а тем более эволюционировать”, отмечает ведущий автор исследования Петер Вильямс из массачусетского центра астрофизики. Команда воспользовалась телескопами ALMA для исследования обнаруженного ранее красного карлика – звезды TVLM 513 - 46546, который расположен примерно в сорока световых годах от нас в созвездии Волопаса.

Масса звезды более чем в десять раз меньше массы Солнца. Звезда настолько мала, что располагается прямо на границе между звездами (синтезирующими водород) и планетами именуемыми коричневыми карликами. Отличительной особенностью этой маленькой звезды является ее скорость вращения. Один полный оборот TVLM 513-46546 совершает всего за два часа. У нашего Солнца, к примеру, на это уходит около 25 дней. Предыдущие данные полученные обсерваторией Very Large Array, показали, что эта звезда обладает магнитным полем, не только не уступающим солнечному, но и в пару сотен раз превосходящим его.

Это озадачило астрономов поскольку физические процессы генерирующие магнитное поле Солнца просто не могут работать в такой мелкой звезде. “TVLM 513 - 46546 очень сильно отличается от нашего Солнца”, заявил астроном и соавтор исследования Эдо Бергер. Когда ученые исследовали звезду используя ALMA они обнаружили, что излучение имеет довольно высокую частоту (95 ГГц или волны около 3 миллиметров). Такой сигнал может образоваться в результате процесса, известного как синхротронное излучение, при котором электроны движутся вокруг мощных силовых линий магнитного поля: чем более мощное магнитного поле, тем выше частота.

Это первый случай, обнаружения таких высоких частот излучения у красного карлика. Это также первый раз, когда подобного типа звезда была обнаружена на миллиметровых волнах. Наше Солнце генерирует подобное излучение во время солнечных вспышек, однако это происходит с перерывами, а красный карлик активен постоянно. Более того, излучение этой звезды почти в 10 000 раз мощнее, чем излучение нашего Солнца. Красные карлики относятся к наиболее распространенному классу звезд в нашей Галактике, что делает их перспективными объектами для поиска планет.

Но поскольку красный карлик значительно меньше Солнца, то планета способная поддерживать жизнь должна находиться достаточно близко к звезде, чтобы иметь возможность обладать жидкой водой на ее поверхности. Эта близость при столь мощном магнитном поле звезды, вероятнее всего, лишит планету ее атмосферы и уничтожит любые сложные соединения на ее поверхности, предполагают астрономы. Астрономы надеются обнаружить подобные звезды в будущем, чтобы определить, является ли TVLM 513-46546 исключением или это новый класс звезд.

Раскрыта загадка магнитного поля Юпитера

Долгие годы оставалось загадкой магнитное поле Юпитера, структура которого напоминает магнитное поле Земли, хотя небесные объекты эти совершенно друг на друга не похожи. Наконец, стало возможным изучить магнитное поле газового гиганта более подробно. Удалось это благодаря компьютерной модели, созданной группой сотрудников Института исследований Солнечной Системы под руководством Макса Планка.

Магнитное поле Земли ослабевает

Изменения магнитного поля Земли происходили в прошлом не раз. Известно, что поле меняет направление в среднем примерно раз в 250 тысяч лет. Однако последний существенный сдвиг магнитных полюсов, так называемый переход Брюнес-Матуяма, произошел уже более 780 тыс. лет назад. Очевидно, что смена магнитных полюсов должна произойти в "ближайшем" будущем.

Обитаемы ли планеты, находящиеся рядом со звездами