30/09/2013

Раскрыта тайна полярной озоновой шапки Марса

Образование на южном полюсе Марса загадочной озоновой шапки связано с соединением перенесенных из умеренных широт атомов кислорода в молекулы озона под покровом полярной ночи, как заявляют ученые, описавшие свои сведения в журнале Nature Geoscience.

Подобно Земле Красная планета обладает собственным озоновым слоем, который тоньше «ультрафиолетового щита» Земли в три тысячи раз. Это слой существует только над некоторыми участками Марса и время от времени по невыясненным пока причинам.

Одно из возможных объяснений столь необычного явления было предложено французскими исследователями – Франком Монмессин и Франком Лефевр из Центра атмосферы, экологии и космических наблюдений в Гвианкуре. Они выдвинули свое предположение относительно появления и исчезновения озона над южным полюсом Марса, предварительно изучив данные французско-русского прибора SPICAM, установленного на борту зонда «Марс-Экспресс».

Снимки, сделанные зондом в полярную ночь, показали прежде неизвестную «прослойку» озона на высоте в 40-60 км от поверхности Марса. Присутствие этого слоя весьма озадачило планетологов, тогда они решили проанализировать данные, собранные в течение последних четырех лет «Марс-Экспрессом», чтобы попытаться раскрыть механизм его формирования.

С этой целью ученые создали специальную климатическую модель GCM с описанием процессов, происходящих в атмосфере всей Красной планеты, а также использовали все данные с SPICAM для установления источника озона. Согласно расчетам исследователей, озон возникает в этом слое вследствие взаимодействия свободных атомов кислорода, проникающих на полюс вместе в ветром, дующим с умеренных широт, с молекулами СО2.

Данный процесс, по словам ученых, возможен только при отсутствии лучей, поскольку солнечный ультрафиолет разрушительно будет воздействовать на молекулы, которые формируются в промежуточных стадиях реакции. Почему этот слой отсутствует на северном полюсе Марса пока неясно. Авторы статьи считают, что причина – сезонные различия в мощности меридианальных ветров или концентрации водяных паров, препятствующих появлению в атмосфере свободных атомов кислорода.

Ученые обнаружили на Марсе соленые реки

Знатокам из исследовательского центра соединенных штатов Америки удалось провести сложный анализ изображений в спектральном диапазоне, полученных на поверхности красной планеты. В результате ученые пришли к ошеломляющим выводам. Химические соединения на поверхности Марса свидетельствуют о наличии жидкости, более того, с преобладанием в составе большого количества солевых веществ. Кроме соли, вода Марса содержит

Лунный модуль NASA готов к бомбардировке Луны

Команда техников NASA проводит заключительные испытания ударного модуля (импактора) аппарата LCROSS (Lunar CRater Observation and Sensing Satellite), на который возлагаются большие надежды в поиске воды на Луне.

На Марсе обнаружены залежи углекислого газа

Марсианский разведывательный спутник обнаружил, что общий состав атмосферы на Марсе претерпевает кардинальные изменения по мере смены угла наклона оси планеты. Этот процесс может оказывать влияние на стабильность жидкой воды, в том случае, если таковая существует на Марсе и увеличивать частоту и силу пылевых бурь на этой планете. С помощью радиолокатора, способного проникать в верхние слои поверхности, исследователи обнаружили крупные залежи замерзшего углекислого газа или сухого льда на южном полюсе Красной Планеты.