30/08/2013

Кубок древних римлян сделан с применением нанотехнологий

Изготовленный примерно 1600 лет назад римский кубок, возможно, является примером нанотехнологий, полагают эксперты. Таинственный предмет, сохранившийся со времен античности – Кубок Ликурга из дихроичного стекла – может менять свой цвет в зависимости от освещения.

При создании диатреты с фигурным узором, которая экспонируется сегодня в Британском музее в Лондоне, использовались технологии, ныне называемые нанотехнологиями, то есть осуществление контролируемых манипуляций материалами как на атомном, так и на молекулярном уровне.

Данные технологии, как утверждают ученые, могут применяться в различных сферах — от медицины до охранных служб.

Изучения стеклянных осколков чаши под микроскопом позволило ученым обнаружить, что при изготовлении римляне пропитали его серебром и золотом, точнее мельчайшим их частицами диаметром около 50 нанометров, что меньше в тысячу раз кристалликов соли.

Точность в соотношении двух металлов и тщательнейшее измельчение навело экспертов на мысль о том, что древние римляне первыми освоили нанотехнологии.

Йен Фристоун, исследователь в области археологии из Университетского колледжа в Лондоне, изучавший необычные оптические свойства чаши, создание кубка считает "удивительным подвигом". Цвет кубка меняется с зеленого на красный в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят.

Предполагается, что чашу использовали для употребления напитков в особых случаях, и смена цвета ее зависела от напитка, который она содержала.

Безусловно, ученые не могли проводить исследования на единственном в своем роде ценном экспонате и наполнять кубок различными жидкостями. Для этого они воссоздали новый Кубок Ликурга, на стекло которого были нанесены микроскопические частицы Ag и Au. Затем исследователи начали экспериментировать, наливая в кубок различные жидкости, желая выяснить, как будет при этом меняться его цвет.

Наполнив чашу водой, ученые обнаружили, что она светится голубым, а ярко-красным при наполнении ее маслом.

Этот эксперимент поможет понять археологам устройство работы чаши, а ученым может помочь в разработке механизмов обнаружения различных патогенных микроорганизмов в человеческой слюне или моче, или же для определения опасных жидкостей, которые могут попытаться перевозить на самолетах террористы.