08/04/2013

У спутника Юпитера вулканы «не на месте»

Астрономы из США обнаружили странности в расположении знаменитых вулканов на спутнике Юпитера Ио. Геологические образования находятся вовсе не в центре вулканической активности.

Вулканическая активность на Ио, согласно научной теории, вызвана мощным действием Юпитера, Его приливные силы разогревают недра спутника настолько, что те буквально выливаются наружу.

Планетологи из университета Мэриленда при изучении вулканов Ио, заметили несоответствие этой теории уже имеющимся у них данным. Изучив карту вулканической активности на спутнике, которая была составлена геофизической в марте 2012 года службой США, они нашли "эпицентр" вулканической активности. Однако он оказался расположен достаточно далеко от центра, вычисленного с помощью прежних моделей (50-60 градусов).

Центр вулканической активности на Ио, вычисленный теоретически, как выяснилось, не совпадает с реальным. Это указывает на то, что вулканизм на спутнике связан не только с приливными силами. Другая возможная причина этого – наличие внутреннего океана магмы огромных размеров, скрытого под поверхностью Ио. Насколько верны эти предположения, покажут дальнейшие исследования.

"Смещение местонахождения вулканов в сторону к востоку очень неожиданно для нас. Это свидетельствует о пробелах в наших знаниях об Ио. Мы можем сказать, что это самый главный полученный результат. Наше понимание о работе приливного нагрева и связи его с поверхностным вулканизмом, далеко не совершенно. Пока мы не можем объяснить присутствие такого отклонения и других статистических тенденций, но я думаю, что нам удалось поставить ряд новых вопросов, и это хорошо", - отметил Кристофер Гамильтон, исследователь из университета Мэриленда.

Ио, как известно, является одним из четырех спутников Юпитера, которые были открыты Галилео Галилеем. Считается, что в Солнечной системе это единственное место, кроме Земли, где присутствуют извергающиеся вулканы, выбрасывающие иногда фонтаны лавы на высоту до 400 км. Поверхность Ио в виду такой невероятной вулканической активности каждый миллион лет полностью меняется.

Ученые показали удивительные фото подводных вулканов