10/03/2013

Российский спутник BLITS столкнулся с обломками Fengyun-1C на орбите

Столкновение двух космических объектов земного происхождения – российского микроспутника BLITS, работающего с системой лазерного зондирования международного класса, с обломком китайского метеоспутника Fengyun-1C, разрушенного шесть лет назад при испытании противоспутникового оружия – произошло в ночь на 9 марта, сообщил Томас Келсо, эксперт американского Центра космических стандартов и инноваций.

Согласно сведениям, опубликованным на сайте компании AGI, это не первый случай столкновения в космосе искусственных объектов. В 2009 году на орбите столкнулись спутники Космос-2251 и Iridium 33.

Сотрудниками Международной службы лазерной дальнометрии (ILRS) было зафиксировано резкое изменение параметров орбиты принадлежащего России спутника BLITS (Ball Lens In The Space), согласно данным эксперта. Созданный в Научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения» спутник был выведен на орбиту впервые в 2009 году. Объект представляет собой шар-отражатель из стекла массой 7,5 килограмма, предназначение которого заключается в работе с наземными лазерными дальномерами.

Специалисты, изучив параметры его орбиты, обнаружили 22 января около 7.57 по Гринвичу внезапное изменение периода обращения спутника вокруг оси с 5,6 секунд до 2,1 секунд. Также было отмечено уменьшение большой полуоси орбиты спутника на 120 метров. Масса «ударника», по оценкам Келсо, могла составлять не более 0,08 граммов.

Проверив базы данных космического мусора, специалисты Центра установили, что рядом с BLITS за 10 секунд до изменения орбиты должен был пролететь обломок китайского аппарата Fengyun-1C, который был разрушен в 2007 году на множество фрагментов в ходе испытания Китаем противоспутникового оружия.

Как отмечается на сайте ILRS, необходимы дополнительные наблюдения для определения степени повреждений BLITS, а также целесообразность дальнейшего использования аппарата.

Угроза столкновения МКС с космическим мусором миновала