16/07/2012

Шелк может заменить холодильник лекарственным препаратам

Американские ученые нашли новый способ стабилизации лекарственных препаратов – при помощи белка из шелка тутовых шелкопрядов. Тонкая шелковая оболочка инкапсулирует молекулы лекарственных препаратов, позволяя сохранять их функции при высоких температурах.

Благодаря новой технологии можно сохранять антибиотики и вакцины в активном состоянии в течение длительного времени при температурах, достигающих даже 60°С, что избавляет медиков от необходимости постоянного охлаждения антибиотиков и вакцин.

Антибиотики и вакцины необходимо хранить в холодильнике, чтобы предотвратить изменения в их химической структуре, способные снизить эффективность медикаментов. Однако содержать лекарства в холодном месте с момента их производства и до использования очень дорого. Порой эти расходы составляют 80% от цены самого препарата. Каждый год миллиарды долларов тратятся на «холодную» доставку лекарственных средств в развивающиеся страны. Из-за несоблюдения условий транспортировки половина вакцин становится непригодной к использованию. Особенно остро эта проблема стоит там, где ограничен доступ к электричеству либо его нет вообще.

Ученые из университета Тафта предложили окружать биологически активные компоненты антибиотиков и вакцин защитной матрицей из шелковой пленки. Шелковый «кокон» позволяет защищать и стабилизировать живые молекулы, а попадая в организм, рассасывается и освобождает содержимое.

Шелк – это полипептид, имеющий уникальные химические свойства и структуру, благодаря которым он способен защищать молекулы от высоких температур и влаги. Кроме этого, шелк биологически совместим с активными веществами медицинских препаратов.

Для проверки эффективности шелковых стабилизаторов исследователи хранили таким способом вакцины против краснухи, паратита и кори на протяжении полугода при температурах 4°С (рекомендуемая производителем), 25, 37 и 45°С. Результаты показали, что при хранении в шелковых капсулах свойства вакцин не ухудшились, и даже при очень высоких температурах потери качества были минимальны. Антибиотики вообще сохранили свои свойства даже при температуре 60°С. Кроме того, шелковый «кокон» защищает антибиотики и от разрушительного влияния света.

Лекарства вредят престарелым людям