20/01/2012

Планета сама спасется от потепления

Британским и американским ученым удалось доказать присутствие в верхних атмосферных слоях интересных веществ, которые способны предотвратить глобальное потепление. Первое предположение об их существовании было высказано немецкийм физиком Рудольфом Криге еще более полувека назад. Тем не менее, исследователи смогли их обнаружить только сейчас. Речь идет о карбонилоксидах.

Ученые, наконец-то, сумели обнаружить загадочное вещество, о существовании которого было известно еще в 40-х годах прошлого столетия. Подробно изучив его свойства, специалисты пришли к обнадеживающему выводу, что, по всей вероятности, оно поможет людям решить проблему повышения температуры на Земле. Так называемый интермедиант Криге на протяжении нескольких десятилетий ускользал от исследователей, которые пытались выявить его.

Напомним, что интермедиатом в науке называют промежуточный продукт сложной цепи всех химических реакций. Обычно, большинство из таких продуктов живут весьма недолго, так как только образовавшись, они мгновенно превращаются в другие вещества, принимающие участие в реакции. Вот почему любой интермедиант получить не так просто: нужно точно знать, в какой именно временной промежуток стоит остановить реакцию.

Немецкий физик Рудольф Криге еще в 1949 году, занимаясь исследованием процессов, проходящих в высоких слоях атмосферы при формировании озона, определил, что в местах, где кислород становится озоном под воздействием солнечного света, находится такое вещество, как гидроксипероксид. Ученого заинтересовало, откуда этот компонент там появился, и он предположил схему следующего содержания: после того, как лучи ультрафиолета преобразовывают кислород в озон, он моментально вступает в реакцию с органическими газами (к примеру с метаном), которые присутствуют даже в верхних атмосферных слоях. В результате образуется целый ряд химических соединений, называемых карбонилоксидами.

Далее карбонилоксид, являясь весьма активным компонентом, начинает реагировать с водяными парами и формирует тот самый гидроксипероксид. Но Криге предположил, что, возможно, эти молекулы реагируют и с другими веществами (например, такими загрязнителями атмосферы, как двуокись серы и двуокись азота), так как они являются сильнейшими окислителями. Правда, проверить на практике свою гипотезу ученому так и не удалось в виду отсутствия возможностей в то время. Однако сегодня существование интермедиантов Криге было доказано исследователями в ряде экспериментов. Теперь ученые планируют провести дополнительные исследования свойств данных веществ и выяснить, какие чудеса они могут творить еще. Не исключено также, что карбонилоксиды обладают более широким спектром действия, чем просто очистка атмосферы и предотвращение глобального потепления.

Через тридцать пять лет урожай на земле достигнет критической отметки