08/12/2011

Жизнь на Земле могла возникнуть благодаря ядерному реактору

Как оказалось, естественные ядерные реакторы могут свободно сами возникать в природе при условии, когда в одном месте скапливается большое количество распадающихся изотопов. Ученые выдвинули гипотезу, что благодаря этим изотопам на нашей планете и могла появиться жизнь.

Природный ядерный ректор был обнаружен учеными в Африке еще в 1972 году возле Габона. Появился он 2 миллиарда лет назад спонтанно, а предпосылками к его появлению стала высокая концентрация урана-235. Сегодня этот реактор уже почти весь выгорел. Ученые заявили, что в далеком прошлом Земля уже не раз создавала подобные атомные реакторы.

Канадские исследователи Лоренс Куган и Джей Каллен из Университета Виктории оценили концентрацию ядерных изотопов в разных областях Земли. Оказалось, что раньше примерно 2,5-4 миллиарда лет назад количество ядерного топлива, а точнее урана-235, в земных недрах было настолько велико, что изотопы вполне могли концентрироваться где-то в одном месте с последующим возникновением природного ядерного реактора. Способствовать концентрации природного атомного топлива могли приливные силы спутника земли, которые тогда были намного мощнее, так как Луна находилась на меньшем расстоянии от Земли.

В далеком прошлом такие ядерные реакторы были вполне обычным явлением. Сегодня спустя столько миллиардов лет проверить выдвинутую гипотезу вряд ли возможно. Ученые же считают, что подобным образом жизнь может зарождаться и на других планетах Вселенной, а это проверить все же можно.

Известно, что высокий уровень радиации, напротив, может уничтожить любую жизнь, в природных реакторов процессы протекали несколько сложнее. Над самим реактором действительно возникало «мертвое облако», где ионизирующим излучением распадающихся изотопов могло убить любую ДНК. На краях этого облако возникала прямо противоположная ситуация. Радиация в этих областях была существенно ниже, и она не убивала, а заставляла геномы мутировать, увеличивая, таким образом, биоразнообразия, и способствуя скорейшему эволюционному развитию. Именно по краям такого облака должна была скапливаться жизнь.

До сих пор учеными точно не доказано, по какой именно теории возникла жизнь на Земле. Известно лишь, что зарождению жизни должен был предшествовать мощный энергетический импульс, который разорвал химические связи азота, углерода, водорода и кислорода, которые затем заново сложились в сложные комбинации уже органических молекул. Существует предположение, что такой мощный энергетический толчок могла создать молния, а с 2007 года распространение получила и идея о природных атомных реакторах, которые также могли создать такой толчок. Исследования Кугана и Каллена стали очередным аргументом последней идеи. Однако, и теория о мощной молнии, и о природных ядерных реакторах, породивших когда-то земную жизнь, продолжают оставаться в научном мире пока только гипотезами.

Статью подготовила Оксана Скрипко

Земля стала синей за 200 миллионов лет

Голубой планетой Земля стала спустя 200 миллионов лет после того, как образовалась. Таковы выводы немецких ученых, полагающих, что океаны, которые и придают нашей планете отличительный голубой цвет, возможно, древнее 4,1 миллиарда лет, как было принято считать ранее. На протяжении первых 600 лет после зарождения Земля была горячая и совсем непригодная для жизни. Однако данный период мог быть значительно короче, считает Джудит Коггон из Боннского университета.

Российские ученые нашли подтверждения внеземному происхождению жизни