27/09/2011

У наших пернатых друзей далеко не птичий ум при построении гнезд

Способность вить гнезда у птиц вовсе не инстинктивная, этому мастерству им приходится учиться на собственном опыте, как утверждают некоторые исследователи.

Ученым удалось снять на видео в Ботсване, государстве Южной Африки, как самцы Красноглазых ткачей (Ploceus velatus) вили многочисленные гнезда из травы в течение сезона спаривания и выведения потомства. Их сведения противоречат общепризнанному предположению ученых о том, что способность птиц вить гнезда является врожденной способностью.

Исследователи обнаружили, что у каждой птицы в отдельности существует своя техника построения гнезда, которая делает их отличными друг от друга. Они также видели, как некоторые птицы строили свои гнезда с слева направо, а другие делали это, наоборот – справа налево. Также, по мере того как птицы приобретали опыт в построении гнезд, они реже роняли пучки травы на землю, подтверждая убеждение о том, что искусство построения гнезда требует долгого обучения.

Исследователи из Университетов Эдинбурга, Св. Эндрю и Глазго совместно с учеными из Ботсваны отметили, что их сведения могут помочь объяснить как птицы вьют свои гнезда и обладают ли они способностью к обучению, или же их способности обучения развиваются путем повторения.

Исследователи выбрали для изучения данного вопроса африканского огненного ткача (Euplectes orix), широко распространенного в западной и северо-западной части Африки, поскольку эти птицы строят сложные гнезда, которые являются потенциальным признаком интеллекта. Но важнее всего то, что ткачи вьют много гнезд – около десятка гнезд в течение одного сезона – что позволило научно-исследовательской группе рассмотреть различия в гнездах построенных одной и той же птицей.

Доктор Патрик Уолш (Patrick Walsh) из Школы Биологических наук Университета Эдинбурга, который принял участие в анализе, сообщил следующее: "Если бы птицы строили свои гнезда согласно генетическому шаблону, тогда бы следовало ожидать, что все птицы будут вить свои гнезда каждый раз одинаково. Тем не менее, это был совсем иной случай. Такие птицы как африканские ткачи демонстрировали значительные вариации в своих методах, что четко указывало на роль опыта. Таким образом, даже на примере птиц можно сказать, что практика в каком-либо деле ведет к совершенству".

Исследование было опубликовано в журнале "Behavioural Processes" и было полностью профинансировано организацией Leverhume Trust.

Оригинал (на англ. языке): Physorg  Перевод: М. Гончар