Интерактивные системы дистанционного обучения и их функциональность

Очное обучение является одним из самых эффективных, однако часто бывает так, что учащийся не может находится в аудитории по каким-либо причинам. Это может быть болезнь (инвалидность), длительный отъезд или недоступность учебного заведения по погодным условиям. Тоже самое можно отнести и к преподавателям, которые уехали в командировку или вовсе живут в другом городе. В таких случаях на помощь приходят специализированное программное обеспечение – системы дистанционного обучения.

Системы дистанционного обучения (СДО) можно разделить на два вида. Первый - практически полностью автономные, которые содержат в себе как весь необходимый для изучения материал, так и функционал контроля успеваемости в виде автоматического тестирования или отправки преподавателю результатов выполнения той или иной работы. Вторые – системы, которые позволяют применять интерактивное обучение и скорее являются некоторой аналогией очного обучения, предоставляющие необходимые возможности коммуникации пользователей в режиме реального времени и аналоги тех инструментов, которые можно использовать в аудитории.

Рассмотрим функциональность систем, которые относятся ко второму типу:


  • Аудио-видео связь пользователей. Очень важно живое общение, причем не только индивидуальное между учеником и преподавателем, но и групповое. Современные интерактивные системы дистанционного обучения позволяют устраивать онлайн конференции, в которых одновременно могут участвовать много человек.

  • Обмен мгновенными сообщениями. Практически тоже самое, что и передать листок с рукописным (или печатным) текстом. Это может быть задание, вопрос, ответ на него и множество других вариантов. Причем отправлять такое сообщение можно как индивидуально, так и в группы.

  • Доска. Практически в каждой аудитории учебного заведения висит доска, которая является одним из самых необходимых инструментов. В хороших интерактивных системах существует ее аналог, на котором точно также можно рисовать, писать (желательно при помощи графического планшета) разноцветными цветами и конечно же стирать. Причем всё что пишется на доске практически одновременно отображается у всех подключенных к системе пользователей.

  • Демонстрация презентаций. Многие лекторы и учителя применяют в своей практике демонстрацию презентаций на проекторе. Данный функционал является её практически полным аналогом. Кроме того, в отличие от проектора, система позволяет учащимся и преподавателям что-либо выделять на слайде «маркером», акцентировать внимание курсором или самостоятельно просматривать предыдущие слайды. Тем самым преподаватель может применять новые формы и методы интерактивного обучения.

  • Передача файлов. Если в классе необходимо передавать флешку, то здесь можно не только загрузить любой файл в систему и мгновенно отправить его другим учащимся, но и просмотреть некоторые их виды (картинки, видеоролики, изображения или аудиозаписи). Благодаря этому на уроках физики и химии, например, можно показать практически любой опыт – в Интернете тысячи познавательных видеороликов и распространяются они абсолютно бесплатно.

  • Тестирование. Обычно преподаватель вынужден раздать листочки с вариантами, а после теста их вручную проверять. Качественная система дистанционного обучения позволяет не только раздать варианты автоматически, причем для каждого ученика будут перемешаны позиции как вопросов, так и ответов, но и автоматически проверит результат сразу же после его отправки учеником.


Это далеко не все функции, однако даже они дают понять, что большинство функций интерактивных систем дистанционного обучения являются аналогами средств в обычном классе и направлены на максимальное приближение дистанционного обучения к очному. Причем следует заметить, что многие из этих функций способны упростить, ускорить и добавить интерактивность и на обычных занятиях, в случае применения таких систем для поддержки уроков.