Авто в искусстве

Сейчас трудно сказать, чья кисть первой запечатлела автомобиль в красках. Иные называют Анри Тулуз-Лотрека. Постимпрессионист Лотрек был признанным мастером рекламы. И говорят, рекламировал автомобили. Иные отдают пальму первенства Жюлю Шере. Тулуз-Лотрек  был автором всего 30 плакатов, а Жюль Шере нарисовал около 3000. Определить лидера пока не удается. Пока первым признается вот этот плакат, рекламирующий торгующую бензином компанию.  «Кто посмеет обогнать, когда у меня лучший бензин?».  Автор Ж. Шаре 1890г.

В то время образ автомобиля  уже ассоциировался с роскошью и богатством. Собственное авто превратилось в голубую мечту. Произвести впечатление на даму, ну как тут без автомобиля обойдешься? Это иронично подметил Жорж Менье — в своей картине «Мото-флирт» (1902 г.).

Очарование бешеных скоростей стало признаком эпохи. Рекорды скорости высоты… Автомобиль полностью изменил жизнь человека, сократил расстояния. Подарил человеку возможность мчаться подобно стреле.

В  20-е годы  автомобили начали выпускать массово. Они стали быстроходными и удобными.  Простым людям даже шофер автомобиля казался человеком удивительным и могущественным. Как пример. Немецкий художник Рудольф Шлихтер изобразил писателя Бертольда Брехта ( автора «Трехгрошовой оперы») в одежде шофера  с сигарой и на  фоне грузового автомобиля.

Как знак роскошной жизни представлен автомобиль на портрете Пегги Гуггенхайм. Работа Альфреда Курме. На заднем плане картины изображен кабриолет. Соломон Гуггенхайм, кстати - угольный магнат и золотопромышленник, был покровителем современных направлений в живописи. В его имя назван музей современного искусства в Нью-Йорке.

Знаете, слово  «гламур» пришло к нам из шотландского языка. Там оно означало талант к ворожбе.  А вот и характерный пример «гламурной» дамы того времени: автопортрет Тамары де Лемпицка. Образ холодной, уверенной в себе великосветской красавици. В наши дни такие дамы предпочитают лимузины. Правда у самой художницы был невзрачный маленький Renault. В своих мечтах видела она она себя за рулем семидесятисильного Bugatti.

Чудо скорости того времени -  до 150 км/ч!  Неподвижное, отстраненное лицо, драпировка из немыслимо длинного шарфа, рука в элегантной перчатке держит руль уверенно и небрежно. От картины веет скоростью и опасностью.  Этот автопортрет вызывает  ассоциацию с другой женщиной современницей автора. В судьбе всемирно известной танцовщицей Айседоры Дункан автомобиль сыграл страшную, роковую роль. В  1913 году при нелепых обстоятельствах погибли  ее дети. Автомобиль заглох на подъеме в гору. Шофер вышел, стал осматривать двигатель, неожиданно машина поехала вниз с горы.

На приличной  скорости она свалилась в реку. Семилетняя дочь и пятилетний сын Айседоры Дункан  вместе с няней утонули. А  через 14 лет в 1927 году и сама балерина погибла. Её шаль-шарф намоталась на колесо, изящное украшение стало дорогой удавкой. Ехала танцовщица в автомобиле марки Bugatti.