Тайна человечества разгадана

начало

Мы часто повторяем, что «факт – есть факт», что «факты – это уп-рямая вещь». Однако в действительности совершенно «чистых», независимых фактов не бывает. Наблюдая явления природы, наш мозг, наше восприятие, наше сознание всякий раз имеет дело не с внешним миром, а с его воздействием на наши органы чувств. Иначе говоря, мы всегда имеем дело как бы с отдельными «проекциями» внешнего мира. В этом случае мы неизбежно искажаем и огрубляем наблюдаемое явление, чем-то пренебрегаем, что-то домысливаем. Социальный мир не существует точно в том виде, каким он воспринимается нашими органами чувств. Картину социального мира мы воссоздаём с помощью восприятия, и этот процесс всегда зависит от того, какими знаниями уже «заряжено» наше сознание. Хотя любое наше представление о социальном мире является при-ближённым, по мере накопления и корректировки знаний оно постепенно уточняется и становится все менее зависящим от нашего мнения и наших личных точек зрения. Мы выделяем из воспринимаемых нами проекций, вылущиваем из них то, что не связано со способом наблюдений, и из этих очищенных элементов строим образ независящего от нас социального мира.
Пятый раз в истории науки наблюдатель был лишен своего приви-легированного положения, и обсуждался вопрос о научной картине мира, наблюдаемой в другой координатной системе. До сих пор социальный мир держится деятельностью, после Рейтблата будет держаться на жизненном спектакле.
Развитие науки можно рассматривать как последователь-ность ответов на ряд глубоких вопросов. Рейтблат ответил на множество вопросов: «Как возникает пьеса жизненного спектакля?», «Как возникает роль?», «Как возникает режиссёрский сценарий жизненного спектакля?», «Какие роли меняются в жизненном спектакле?», «Что представляет собой рынок с бессознательным рынкообразующим элементом и какие существуют рынки?», «Что представляет собой значимая для человека реальность?», «В чём состоит дискретность реальности?», «Что представляет собой будущая реальность и как она возникает?», «В чём состоит сущность человека?», «Какова природа социального мира?», «Что представляет собой жизненно-театральная культура?», «Какова научная картина социального мира?»
Теорию жизненного театра по праву можно сравнить с такими взлётами мысли, как гелиоцентрическая система, теория происхождения видов, небесная механика, геометрия Лобачевского, теория относительности, квантовая механика. Жизненный спектакль знали и до Рейтблата, но никто не сумел распознать в нём обратную сторону медали – деятельность. Эта простая гипотеза оказалась недоступна для понимания в течение двадцати веков.
В науке не существует вечных теорий. Наука – не есть скопище добытых фактов, гипотез или теорий; наука – это уровень понима-ния мира. Этот уровень меняется в процессе исторического развития науки. Сколько сказано о том, что самые значительные открытия в науке делаются на перекрёстках. Отдавая дань уважения философскому, психологическому, социологическому и экономическому виду исследований в отдельности, Рейтблат, обладая обострённым ощущением человечества, ясно увидел неспособность дать цельную картину социального мира, вытекающую из того, что эти науки живут своим обособленным миром, каждая в своих границах, и, будучи заняты собственными проблемами, мало интересуются тем, что делается за их пределами. Рейтблат, который воспринимает всю науку как целое, а не по отдельным её разделам, сумел перекинуть мосты из одних областей науки в другие. Главная заслуга Рейтблата состоит в том, что теория жизненного театра представляет собой новое мировоззрение. Каждый шаг науки вперёд вселяет надежду на то, что новое открытие раздвинет её горизонты и позволит обойти ограничения, установленные более ранними, отры-вочными и несовершенными знаниями. Познавая природу, человек нашёл объяснение многим её явлениям, которые своей загадочностью вызывали священный трепет, ужас и даже наивный восторг у многих предшествующих поколений. Это движение на пути познания окружающего мира вечно.
Каждый новый шаг на бесконечном пути познания увеличивает могущество человечества, поэтому оно никогда не утратит интерес к получению нового знания. Прекращение фундаментальных исследований равнозначно прекращению поступательного развития общества. Едва ли такое «научно замороженное» общество сможет просуществовать достаточно долго. Рано или поздно оно начнёт деградировать.
Мы живём в удивительное время. На наших глазах происхо-дит самая большая революция в психологии и социологии со вре-мён Фрейда. Теория жизненного театра поражает богатством идей. Какое бы открытие мы бы не рассматривали, всегда в нём присутствуют самобытные мысли Рейтблата. Научные результаты Рейтблата превзошли уровень современного знания. Сейчас, после проведенного Рейтблатом исследования, легко говорить о жизненном театре. А тогда предстояло не просто собрать жизненный спектакль из деталей, а разработать совершенно новый язык, новый взгляд на мир. Рейтблат сумел расшифровать тайный язык природы из документов самой же природы. Для теории жизненного театра Рейтблат создал интернациональный язык. Рейтблат ввёл понятия: «сольный жизненный спектакль», «групповой жизненный спектакль», «труппа жизненного театра», «рынок ролей», «рынок пьес жизненных спектаклей», «рынок режиссёрских сценариев жизненных спектаклей», «Просвещающий рынок ролей», «Просвещающий рынок пьес жизненных спектаклей», «Просвещающий рынок режиссёрских сценариев жизненных спектаклей», «значимая для человека реальность», «будущая реальность», «творение будущей реальности», «житейская драматургия», «житейский драматург», «житейская режиссура», «житейский актёр», «кинопсихорегуляция», «психорегулирующий фильм», «жизненно-театральная культура». До сих пор в пси-хологии и социологии не происходило столь радикальной ломки понятий, как в науках о физическом мире. Но ситуация в психологии и социологии сложилась глубоко кризисной. В основе нашего социального познания лежит социальный мир. Следовательно, социальные понятия создаются в результате воздействия социального мира на наши органы чувств. Врождённых понятий нет. Исходные понятия должны устанавливаться на основе их научной истинности, т. е. их соответствия действительности. Продвижение вперёд как в тео-рии, так и в эксперименте всегда особенно трудно в новой об-ласти, где ещё не сформировалась система основных понятий. В этих условиях возникают проблемы даже в простом описании наблюдений. Нынешняя система научных понятий – продукт длительной эволюции; в течение многих лет старые звенья в ней заменялись новыми, более совершенными, и даже истинно революционные открытия всегда возникали с учётом и на основе старых знаний. Одним словом, наука – это не застывшая мертвая схема, а живой развиваю-щийся организм. И хотя все понятия науки – творения человеческого разума, они произвольны настолько же, насколько случайна сама разумная жизнь в природе. Наука создана человеком и для человека, и вся система её понятий придумана так, что она соответствует природе человеческого сознания. Конечная же цель понятий – объяснять и предсказывать явления, воздействующие на наши органы чувств. Но мир существует независимо от нашего сознания. Ему нет никакого дела до того, как мы, часть этого мира, представляем себе внутренние механизмы его внешних проявлений.
Трудности закалили Рейтблата. Теперь это уже не робкий дилетант, каким десять лет назад он сделал первые шаги в психологии и социологии. Теперь это маститый исследователь, достигший своей цели и готовый сразиться с любым противником. В период подлинной зрелости Рейтблата выявилось основное качество его интеллекта: широта охвата проблем, кардинальный подход к их исследованию. Широта эта проявилась не только в умении связывать, синтезировать разнородные предметы – психологию, социологию, философию, экономику, но ещё и в скрупулёзном и основательном проникновении в истоки исследуемого предмета. Изучая тот или иной аспект жизненного театра, он шаг за шагом выяснял его сущность. Таков путь исследования многих корифеев науки.
Банальная истина – нет пророка в своём отечестве. Десятки дру-зей и знакомых, посвящённых в творчество Рейтблата, не только не поняли, но и подняли на смех теорию жизненного театра. Её называли сумасшедшей, нелепой, вздорной, ненужной, наукообразной. А мысль о том, что существует рынок ролей – дикой.
Открытия Рейтблата пролили свет на неясные проблемы по-ведения, межличностных и межгрупповых отношений. Чувство не-вольного восхищения пробуждается при виде блестящих результатов, полученных постепенно, путем последовательного установления цепи неоспоримых фактов, исходным моментом которых послужило чисто теоретические исследования жизненного спектакля. После многолетних усилий его дебют завершился триумфом: решены некоторые фундаментальные проблемы мироздания. Рейтблат вплотную подошёл к пониманию природы поведения человека. Рейтблат относится к тем мыслителям, которые произвели переворот, необычайно важный для развития психологии, социологии, философии и экономики. Его глаза увидели истину, проникли в тайны неведомого. А это дано не каждому. Он сделал такие открытия, которые выпадают на долю немногих счастливцев. Невозможно представить себе другой пример расцвета психологического таланта. За десять лет провинциал, самоучка не только смог вписать новые главы в самые сложные страницы надсознательного, но и превратиться в основоположника жизненного театра. Сделав вывод о том, что перцептивная система человека, приспособленная к жизни на Земле, попала в ловушку, Рейтблат превзошёл всех нас прони-цательностью и ясностью ума. Then percents inspiration, nineti percents perspiration. Такие озарения в науке случаются. Причём угадываются именно фундаментальные решающие закономерно-сти. У восприятия нет границ. Переходя от восприятия неживой природы к восприятию социальных объектов, перцептивная система попадает в ловушку. Этот потрясающий вывод Рейтблата заставит нас изменить отношение к социальной перцепции.
Из гипотезы о неадекватном функционировании перцептивной системы вытекают важные следствия. Перцептивная система приносит как пользу, так и вред своему обладателю: непонимание другого человека явилась тяжёлой, но вполне приемлемой платой за достигнутое в процессе эволюции совершенство.
В истории науки подобное уже случалось. Давайте вспомним, что подобная закономерность была обнаружена тридцать лет назад биологами, столкнувшимися с парадоксом латентной вирусной инфекции. Оказалось, что латентные вирусные инфекции не только таят в себе опасность рассеивания вируса в окружающей среде и возникновения вспышек заболевания, не только трудны для распознавания и диагностики, но являются полезными для самого организма-вирусоносителя, оберегая его от заболевания при заражении тем же вирусом.
В истории науки важные прорывы довольно часто происходили именно там, где удавалось объединить некогда изолированные области. Так, слились в статистическую физику термодинамика и механика; оптика и электромагнетизм – в теорию электромагнитного поля; химия и атомная физика – в квантовую механику. На этот раз социальная психология, слилась с социологией, философией и экономикой в теорию жизненного театра.
Лёд сломан. Стало ясно, что мы натолкнулись на совершенно новую и глубоко запрятанную область тайн природы, что для понимания требуется новый метод мышления, находящийся за пределами современных психологических и социологических представлений. Прогресс науки состоит не в накоплении окончательно установленных истин, а в последовательной смене постулатов, понятий, теорий. Развитие науки определяется появлением и проверкой оригинальных идей, позволяющих по-новому интерпретировать факты и формулировать соответствующие системы взглядов – парадиг-мы. Факты, считавшиеся интересными, перестают быть таковыми и забываются, на первое место выдвигаются другие, пребывшие в тени. Мы должны осознать необходимость пересмотра противоречивых постулатов, которые выдвигались как непреложные истины, господствующих в области познания социального мира. На переднем крае науки мы встретились с идеями и фактами, которые кажутся несовместимыми со здравым смыслом. Не следует только забывать, что «здравый смысл» – это всего лишь основанная на опыте привычка видеть ход вещей в определённом свете, привычка, которая может подвести в области новых явлений. Здесь надо семь раз подумать, прежде, чем сказать: это невозможно, этого не может быть. Всякой истине суждено одно мгновенье торжества между бесконечностью, когда её считают неверной, и бесконечностью, когда она становится тривиальной. Сейчас стало очевидно, что психология, социология, экономика и философия впервые заявили о себе как реально ощутимые силы преобразования общества. Наступает научная революция. Изменились основные научные пред-ставления о социальном мире. Мир скоро начнет мыслить по-новому – по-театральному.
Правильное восприятие нового, тем более необычного, – необходимое условие развития науки. История науки изобилует примерами слепоты современников, буквально трагического непонимания ими крупнейших открытий, случаями «зажима» работ, разрушающих привычные взгляды.
В познании природы нет вершины и последующего спуска. В годы научных революций ступени поднимаются круто – потому и трудно их одолевать. Понимание взлетает рывками – потому и трудно за ним поспевать. Нельзя забывать, что всякое наше знание – лишь относительная истина, что многообразие природы неисчерпаемо. Стремление во что бы то ни стало использовать старые знания в новых условиях по-человечески понятно, но ничем не оправдано. Оно напоминает желание отставного солдата осмыслить всё многообразие жизни с позиций строевого устава. Люди далёкие от науки часто боятся ревизионизма, полагая, что ревизия незыблемых основ повредит науке. Жизнь показывает, что это совершенно неверно. Именно радикальная ревизия основ математики и физики не только сопутствовала, но и содействовала тому неслыханному прогрессу точных наук, свидетелями которого мы являемся. Слепая вера в непогрешимость и безотносительность общепринятых пред-ставлений – зло, которое угрожает прогрессу. В науке – это неспособность, вопреки фактам, отойти от общепринятых представлений, а тем более восстать против них.