06 ноя 23:19Это интересно

Найдены причины иммунитета к СПИДу

Исследование, начавшееся еще в 2006 году в Центральном госпитале Масачуссетса, показало, что каждый 300-й человек, инфицированный ВИЧ, устойчив к СПИДу и является так называемым ВИЧ-контролером, в организме которого вирус присутствует, но не размножается. В результате исследования ученые пришли к выводу, что за устойчивость к ВИЧ отвечают некоторые особенности ДНК.

Группа исследователей под контролем Брюса Уолкера обследовало ДНК более 900 ВИЧ-контролеров, что позволило выявить сходства в строении белка. Эти особенности генома позволяют клеткам иммунной системы отмечать инфицированные вирусом клетки, таким образом предотвращая дальнейшее заражение. Несмотря на относительно небольшое число людей, послуживших для исследователей «материалом», работа была проделана огромная, если учесть, что только 1 из 300 инфицированных обладает такой особенностью.

По словам Брюса Уолкера, решение пришло самое неожиданное и максимально простое: для выявления и обследования ВИЧ-контролеров была создана специальная база данных, доступная терапевтам со всего мира. Последние, в свою очередь, выявляли и приглашали в центр исследования всех ВИЧ-контролеров. У пациентов брали ДНК на анализы, расшифровывали и заносили в базу данных. В результате у исследователей скопилась внушительная база, в которой, посредством современного программного обеспечения, были выявлены «подозрительные» участки цепи ДНК, сходящиеся у разных людей. Всего таких участков оказалось 300, и все они были расположены в той части генетической цепочки, которая отвечает за синтез белка, являющегося составляющей иммунных клеток организма в крови.

После длительных и трудоемких исследований, а также математического анализа исследователи сократили число «подозреваемых» до 4, после чего был выявлен «виновник» ВИЧ-контроля – вариация аминокислот в белке HLA-B. Вырабатываемый белок помечает зараженный участок клетки, выводя его в мембрану, таким образом предопределяя его дальнейшее уничтожение.

Говорить о последствиях подобного открытия пока рано: ученым предстоит еще разгадать точный механизм работы белка, только после этого можно будет говорить о разработке нового лекарства, позволяющего ВИЧ-инфицированным сохранять здоровье и жить полноценной жизнью.

Судьба подобных открытий, как правило, складывается одинаково: так, с момента изобретения сотовой связи прошло несколько десятилетий перед тем, как появились первые операторы – Билайн, МТС и т.д., и еще не меньше десяти лет перед тем, как связь стала общедоступна. Открытие американских ученых наверняка ждет та же судьба, и перед тем, как врачи разработают и введут в оборот лекарство против СПИДа, наверняка сменится поколение.