22/12/2011

ГЛОНАСС затеяла перестройку

В Роскосмосе столкнулись с проблемой переизбытка навигационных спутников системы ГЛОНАСС, которые в последнее время стали запускать слишком часто. В результате встает вопрос о том, как использовать лишние космические аппараты, возможно, систему придется с этой целью перестраивать.

Вопрос о перестройке системы ГЛОНАСС был вынесен на президиум генеральных конструкторов навигационной системы. Заместитель генерального директора НИИ Космического приборостроения Григорий Ступак объяснил, что на президиуме дудет решаться вопрос, как наиболее эффективно по целевому назначению можно использовать всю орбитальную установку, а не по отдельности 24 запущенных на орбиту спутниковых аппарата. В скором времени сценарий такой эффективной работы представят общественности.

Сейчас на орбите находится 24 рабочих спутника системы ГЛОНАСС и шесть – резервных. Если один из рабочих аппаратов выйдет из строя, его в срок от нескольких дней до нескольких недель заменить резервный спутник. Время замены спутников зависит от того, на каком расстоянии от поврежденного аппарата будет находиться резервный спутник. Таким образом, система является полностью укомплектованной и надежно застрахованной от непредвиденных неполадок, но в рамках новой программы по обновлению системы уже в 2013 году планируется запустить еще четыре спутника, а в 2014 году – еще шесть.

Один из разработчиков программы развития Сергей Ревнивых отметил, что при условии благополучной работы всех аппаратов, уже в следующем году в распоряжении ГЛОНАСС окажется уже 34 спутника. План обновления системы составлялся более десяти лет назад, когда надежность космических аппаратов была гораздо ниже современной. В то время возникла опасность невозможности возрождения отечественной навигационной системы. Были проблемы со сборкой и покупкой сверхточных механизмов и устройств, поэтому в программе предусматривали не только возможные неполадки с самими космическими аппаратами, но и с системой выведения спутников на орбиту. Только в этом году запуски трех российских космических аппаратов завершились авариями. Глонассавцам подобных неудач в этом году удалось избежать и все запланированные в этом году запуски новых аппаратов прошли в штатном режиме. Уже работающие на орбите аппараты также не дают сбоев, поэтому в системе наметился некоторый избыток аппаратов.

Как один из вариантов, по словам Григория Ступака, «лишние» спутники разместят в дополнительных плоскостях. Окончательное решение по орбитальной перестройке ГЛОНАСС примут только в следующем году согласовано с результатами научно-исследовательской деятельности.

Эта перестройка соответственно потребует разработки новых усовершенствованных систем наземной навигации. Сегодня альманах ГЛОНАСС может работать только с 24 спутниками.

Михаил Каштанов, специалист группы компаний «Эшелон Геолайф» считает, что подобная перестройка еще больше повысит надежность системы в случае нештатных ситуаций и улучшит точность определения координат объектов.

Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики, отметил, что ранее успех заключался в запуске спутника на орбиту, а дальнейшее использование этих спутников оставалось на втором плане. Теперь видимо приоритеты придется пересмотреть.

Новость подготовила Оксана Скрипко

українська версія: ГЛОНАСС затіяла перебудову

Спутник нового поколения ГЛОНАСС

В эфире радиостанции «Русская служба новостей» прозвучало заявление генерал-майора Воздушно-космических сил РФ Анатолия Нестечука, о предстоящей модернизации устаревших космических аппаратов системы ГЛОНАСС. «Мы совершенствуем эту систему путем замены действующих космических аппаратов типа „ГЛОНАСС-М“ на „ГЛОНАСС-К“», - рассказал Нестечук. Основное преимущество новой модели аппаратов, это продолжительный срок службы

Россия разместит спутники ГЛОНАСС в Казахстане и Белоруссии

Недавно известная российская система «ГЛОНАСС» пополнился новейшими спутниками, которые оснащены новейшими измерительными приборами, способными функционировать на огромнейшем расстоянии от России. О готовящихся планах и перспективах развития новых спутниковых систем известной отечественной компании, эксперты поговорили в рамках четвертого международного форума, главной темой которого много лет является навигация спутниковых систем.

Российская система ГЛОНАСС впервые дала сбой

В среду, 2-го числа, российская навигационная система ГЛОНАСС дала единственный пока сбой за весь период собственного существования, сообщили сегодня российские издательства со ссылкой на официальный источник. Первые проблемы случились в системе около часа ночи по московскому времени 2-го числа текущего месяца и продолжались до 12:00 дня. Согласно официальным данным экспертов, работающих с навигационной системой, за весь период сбоя, она выдавала некорректную информацию, соответственно, не функционировала должным образом.