03 июн 23:38Здоровье

Влияние на воспоминания

Воспоминания - крайне деликатная штука. Они могут изменяться. Не верите? Хм... Давайте проверим. Известный психолог - экспериментатор Элизабет Лофтус демонстрирует нам, что на самом деле все было не совсем так, как нам кажется. Или совсем не так? 



Начнем с краткого обзора одной истории. Я помню, что когда мне было три года, я играл в песчаном карьере. Я почти ничего не помню, кроме того, что этот карьер находился рядом с домом, в котором я жил. Всю жизнь я считал, что это мое самое раннее воспоминание, однако теперь я начинаю подозревать, что это не так, и вот почему: 



Автомобильная катастрофа. 



Как и большинство первоклассных исследований, эксперимент Лофтус и Палмера (1974) был прост, но дал очень глубокие выводы. Исследование состояло из серии опытов. В первых двух сорок пять участников смотрели фильм, в котором была показана автомобильная катастрофа. Затем у девяти участников спросили: "С какой скоростью двигались автомобили перед ударом?". Другие четыре группы по девять человек так же были опрошены, причем им был задан очень похожий вопрос. Похожий, но обладавший важным отличием. Слово "удар" заменили на слова "разбились вдребезги", "столкнулись", "случилась авария", "произошел контакт". 



Участники, которых спросили "С какой скоростью двигались автомобили до того, как разбились вдребезги?", дали оценку скорости, которая на 20 км/ час превосходила оценку той группы, у которых спросили: "С какой скоростью двигались машины, перед тем, как произошел контакт?". Оценки других групп отличались в пределах погрешности. 



Итак, о чем все это нам говорит? Люди не в состоянии точно оценить скорость автомобилей, особенно, если они смотрят фильм. При этом экспериментаторы дают подсказку, которую наш разум с удовольствием использует. 



Дальше - больше! Через какое-то время психологи повторили исследование, но пригласили для участия уже 150 добровольцев. Теперь их попросили ответить на вопросы письменно. Результаты, как и следует ожидать повторились.



Через неделю участников попросили прийти еще раз. Им раздали новые анкеты, в которых присутствовал вопрос "Видели ли вы разбитое стекло?". В той связи, что разбитое стекло является индикатором серьезной катастрофы, Элизабет Лофтус ожидала, что группа, которая отвечала на вопрос о машинах "разбившихся вдребезги" даст на вопрос о стекле больше утвердительных ответов. Так и произошло. 



Податливые воспоминания.



Описывая свой эксперимент, Лофтус и Палмер были крайне осторожны, как и подобает в журнальной статье. Для них это было описанием факта, который они уже знали. Формулировка вопроса может оказать серьезное влияние на наши воспоминания. Однако, несмотря на то, что эксперимент был до ужаса прост, кажется, что с его помощью ученым удалось проникнуть в самую суть того, как формируются наши воспоминания. Именно это исследование заставило меня засомневаться: действительно ли песчаный карьер - это первое, что я помню. 



А что на счет ваших первых воспоминаний? Что насчет ваших воспоминаний о событиях, произошедших на прошлой неделе? До какой степени другие люди и события смогли повлияли на них? Ценность описанного эксперимента заключается в том, что он ясно показывает, как сильно другие люди могут повлиять на наши воспоминания. 



Является мое воспоминание о песчаном карьере настоящим, или вымышленным - в данном контексте это не так уж и важно. Но что, если я являюсь свидетелем серьезного преступления и меня вызвали для дачи показаний? Что если ребенок вытесняет воспоминания о сексуальных домогательствах собственных родителей? Ответы на эти вопросы имеют первостепенное значение. 



Возможно, в данном случае могут помочь психологические тренинги, или индивидуальная работа с психотерапевтом. В любом случае, мне хотелось бы быть уверенным в том, что мои воспоминания настоящие. Ведь наши воспоминания - это наш опыт. Все что мы знаем о себе - это наши воспоминания, на основании которых мы принимаем решения, действуем, живем. 



Я часто задумываюсь об этом эксперименте, он что-то задевает во мне. Я действительно помню этот песчаный карьер? Я вижу себя там. Я играю, смотрю на небо над крышами домов. Если это фальшивое воспоминание, могу ли я вообще себе доверять? 



Константин Жуков, руководитель Студии Правктической Психологии psyhelpers.ru.