Акустика домашних кинотеатров

«Сердцем» любого домашнего кинотеатра является AV-ресивер (или AV-процессор в дорогих системах), который декодирует сигнал, поступающий из источника (спутниковое телевидение, DVD- или Blu Ray-проигрыватель, тюнер), разделяет его по каналам, усиливает и подает на приемники - HD-Ready или Full HD телевизионные панели, или проектор, акустические системы. Различие между AV-ресивером и AV-процессором в качестве разделения сигнала и в отсутствии в AV-процессоре усилителя мощности – в домашних кинотеатрах Hi-Fi и Hi-End категории AV-процессоры комплектуются дополнительным многоканальным усилителем (или усилителями) мощности. AV-ресивер (или AV-процессор) работают с определенными форматами, обозначающими способ кодирования звуковых и видео сигналов, и, по сути, эти форматы определяют количество звуковых каналов объемной акустики домашнего кинотеатра.

Сегодня над форматами кодирования работают две компании - Dolby Laboratories и Digital Theater Systems. Форматы Dolby Laboratories включают различные варианты Dolby Digital ® и Dolby Pro Logic ®. Digital Theater Systems создала целый ряд форматов звука DTS Digital Theater. DTS кодирование использует меньше сжатия, чем при кодировании Dolby и это означает, что звук DTS яснее и острее. Тем не менее пока DTS кодирование мало используется в телевидении и при записи DVD дисков – подавляющее большинство DVD закодировано в Dolby и только небольшая их часть предлагает более рациональное DTS. Большая часть AV-ресиверов сегодня поддерживают широкий спектр форматов Dolby и DTS (исключение составляют DVD-ресиверы «коробочных» домашних кинотеатров), хотя при выборе домашнего кинотеатра стоит учитывать возможности AV-ресивера, поскольку это определяет состав акустики объемного звука.

Наиболее распространенной в домашних кинотеатрах остается акустика 5.1, 6.1, 7.1 (вторая цифра обозначает сабвуфер), более редкой считается акустика 7.2, 9.1, 9.2 (2 – активный сабвуфер с собственным усилителем мощности+пассивный сабвуфер, подсоединяемый к усилителю мощности ресивера или автономному усилителю при использовании AV-процессора).

5.1 (5 колонок + сабвуфер). Система объемного звука 5.1 состоит из правой и левой фронтальных колонок, правой и левой окружных колонок и центральной колонки. Такие системы могут работать с форматами Dolby Digital, Dolby Pro Logic II и DTS 5.1.

6.1 (6 колонок и сабвуфер).

Такая объеминая акустика содержит все колонки акустики 5.1 плюс добавлен один тыловой (задний) канал. Работает с форматами Dolby Digital EX, DTS-ES, DTS Neo: 6.

7.1 (7 колонок и сабвуфер). Такая объемная акустика имеет две тыловых (задних) колонки и работает с форматом Dolby Pro Logic IIx.



Проектирование домашнего кинотеатра Hi-Fi и Hi-End категории на начальном этапе включает в себя выбор AV-ресивера или AV-процессора с соответствующей не только желаниям заказчика, но и объему помещения объемной акустикой. И это не случайно, поскольку подбор и инсталляция домашнего кинотеатра не могут осуществляться вне возможностей кинозала, а объемная акустика 9.1 или 7.1 в небольших по габаритам комнате не только не даст ожидаемого эффекта, но и предельно усложнит работу по акустической обработке помещения из-за множественных отражений звуковых волн, идущих из многочисленных акустических систем.

В основном по этой причине наибольшее распространение в домашних кинотеатрах получила объемная акустика 5.1, используемая, как в «коробочных» домашних кинотеатрах, так и в высококачественных Hi-Fi и Hi-End системах. Удобно здесь и то, что акустика 5.1 работает с наиболее используемыми форматами кодирования Dolby Digital, Dolby Pro Logic II и DTS 5.1, с помощью которых записывается звук на подавляющем большинстве имеющихся сегодня в продаже.