Как далеко мы заплывем?

В настоящий момент судостроительство в Российской Федерации пребывает в очень непростом финансовом положении. Объективных причин здесь несколько:

1. Наличие конкурентных судостроительных верфей в мире, пользующихся безусловной поддержкой государства: льготная система налогообложения, разумная тарифная политика в отношении ввоза судовых агрегатов и запчастей.

2. Развитость наукоемких технологий. К сожалению, вся судостроительная промышленность Советского Союза была ориентирована на выполнение оборонных заказов. Гражданский флот пополнялся новыми судами, возведение которых производилось на верфях Польши и ГДР. Таким образом, к началу 90-х годов, судостроительная верфь РФ была технологически отсталой. К тому же, необратимые последствия в экономике усилили отток инженеров и рабочих. Часть судостроительных верфей остались на территории Украины. Попробуйте найти сайты современных судостроительных российских компаний! Они неинтересны! Даже продвижение сайтов им не помогает.

3. Развитию судостроительной промышленности мешает также непродуманная политика государства в отношении развития торгового флота. На сегодняшний день морской компании для того чтобы приобрести судно и зарегистрировать его в реестре, необходимо почти 3 месяца. Кроме того, при регистрации компания осуществляет внесение залога в размере 25% от стоимости судна. В случае если судно будет оформлено ненадлежащим образом - залог сгорает. Подобные бюрократические препятствия никоим образом не способствуют увеличению количества судов торгового флота.



Сегодня Правительство РФ предпринимает шаги для восстановления потенциала судостроительной промышленности. В частности, создана Объединенная судостроительная компания. Однако, цель ее создания и принципы финансирования до сих пор под вопросом. Предполагается, что корпорация будет аккумулировать в себе все заказы на постройку кораблей. На сегодняшний день результатов работы ее не видно.



Полагаем, что восстановление судостроительной промышленности возможно начать с создания условий привлекательности торгового флага. Необходимо обеспечить продвижение компаний, предлагающих услуги по регистрации морских судов. Подобная практика существует во многих странах. Помимо этого, раскрутка сайтов, обеспечение уровня налоговой и финансовой привлекательности страны морского флага создадут необходимые преимущества для притока иностранных судовладельцев.