Влияние кризиса на российский рынок мобильных телефонов


В период кризиса многие наши соотечественники волей-неволей перешли на режим экономии.

Поэтому, если еще пару лет назад свои нокиа и Motorola они меняли на новые, только что появившиеся модели, довольно часто, то сейчас темпы обновления этих устройств значительно сократились. Причина этого лежит, увы, на поверхности – когда денег не хватает на самые насущные товары, поневоле задумаешься, стоит ли тратить деньги на очередную «игрушку».

Многие аналитики предполагали, что в средине и конце прошлого года, когда падение российского рынка шло особенно быстрыми темпами, ведущие ритейлеры будут вынуждены существенно снизить цены на мобильные телефоны. Однако этого не произошло, поскольку многие продавцы испытывали большие трудности с ликвидностью, а также имели серьезные долговые обязательства перед банками-кредиторами.

Кроме того, большинство зарубежных поставщиков тоже не были готовы к предоставлению серьезных скидок или хотя бы более длительных отсрочек платежа за поставленный товар. В сочетании с резко снизившейся покупательной способностью населения в некоторых сегментах рынка это дало почти 70% падение продаж. В среднем в течение 2009 года российский рынок мобильных телефонов упал на 40%.

Неутешительные тенденции наблюдались и в первом квартале 2010 года. Сравнение цен на наиболее «ходовые» модели показывает, что в текущем году они даже выросли (во многом в связи с ростом курса доллара), а статистические данные говорят о том, что падение рынка по сравнению с тем же периодом прошлого года составило около 4%. Тем не менее аналитики преисполнены оптимизма, и считают, что в текущем году рост продаж в количественном выражении составит около 20%. На чем же основываются такие радужные прогнозы?

Дело в том, что рынки мобильных устройств США, Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки стремительно пошли верх. С начала года общемировой рост продаж сотовых телефонов, смартфонов и коммуникаторов составил уже около 37%, и благоприятная тенденция сохраняется. С одной стороны это обусловлено тем, что финансовый кризис, похоже, уже миновал, а с другой – тем, что появилось немало новых интересных моделей, которые пользуются повышенным спросом. Поэтому эксперты надеются, что эта отрадная тенденция в скором времени возобладает и в России. Надеются на это и те ритейлеры, которым удалось выжить в нелегкие времена.