Оценка персонала при помощи KPI

KPI или ключевые показатели эффективности предприятия при помощи которых работодатели оценивают своих сотрудников, весьма популярная система оценки персонала с успехом используемая в Европе и США. Если говорить о российском менеджменте, то многое в KPI успешно применялось еще в Советском Союзе и знакомо всем управленцам как «плановый подход». Между ними существует только одно весомое отличие – успех одного сотрудника, его опыт работы и показатели имеют привязку к общим показателям эффективности, например, рентабельности или доходу. Цель внедрения системы KPI – добиться того, чтобы все работники компании действовали максимально слаженно для достижения поставленной перед ними цели. В случае успеха каждый из них получает бонус, что является дополнительной материальной мотивацией. Под эффективностью понимается не только выполненный объем работы за единицу времени, но и любая другая польза, приносимая сотрудником предприятию.

Таким образом, если оценка персонала осуществляется по KPI, работник четко знает что и когда он получит в виде бонусов сверх оклада, социальных гарантий или продвижения по карьерной лестнице. К тому же, KPI на каждого отдельно взятого сотрудника компании за определенный период времени позволяет выделить наиболее перспективных работников и продумать кадровые перестановки.

При построении контроля и мотивации при помощи ключевых показателей эффективности предприятия нужно обязательно учитывать следующие факторы: текучесть кадрового состава, в том числе и отношение к компании ее бывших сотрудников; показатели трудовой дисциплины; количественный и качественный кадровый резерв; показатели аттестации и необходимость ее проведения, и некоторые другие. На их основе обычно создают такие показатели KPI: менеджмент производительности труда; оптимизация временного фонда; своевременное заполнение вакантных мест и полная укомплектация штатов; уменьшение текучести кадров; реальное выполнение заложенного бюджетом затрат на персонал. Каждый показатель должен быть четко описан, чтобы его понимали все сотрудники без исключения, цели – достижимыми, а вознаграждение пропорционально успеху отдельного работника.

Итак, к плюсам данной системы можно отнести: честный расчет бонусов, который зависит от самого человека, каждый закреплен за определенным участком работы и несет ответственность за него, тем самым наглядно демонстрируя вклад в развитие компании. К минусам KPI обычно относят то, что неравнозначность показателей и слишком большой вес одного из них ведет к резкому снижению эффективности.