Купить собаку и узнать ее геном: теперь секретов стало еще меньше

Кто-то решает завести четвероногого друга, чтобы было с кем выйти на прогулку или утреннюю пробежку. А для кого-то собака или кошка становятся настоящим спасением от одиночества.

Однако, домашние питомцы способны не только разнообразить нашу повседневную жизнь. Довольно часто именно они становятся теми героями, которые спасают жизнь сотням людей. И речь в данном случае идет не только о собаках-поводырях, почтовых голубях и служащих в горах спасателях. Довольно часто собачка, кошка или мышь помогают ученым в разработке новых лекарств, изучении тайн генетики и познании законов развития жизни.

Примером этого может служить породистая «боксерша» по кличке Таша. Не так давно взятый у нее образец генома был расшифрован учеными Массачусетского Технологического Института. Исследование проводилось под руководством Керстин Линдблад-Тох и стало настоящим прорывом в изучении генов. Выбрана Таша была неслучайно, а потому, что она является потомком собак, неоднократно подвергавшихся близкородственному скрещиванию. Такое сближение генов намного упрощает задачу их расшифровки.

В результате долгих и кропотливых операций было произведено, так называемое, секвенирование гена. Суть проводимых учеными действий заключалась в многократном делении и сканировании цепочки ДНК. Причем фрагментарное деление каждый раз было различным, отделялось от цепочки буквально по одному нуклеотиду. Все это совершалось для того, чтобы сделать возможной как можно более точную финальную сшивку фрагментов в цифровом варианте. Копирование фрагментов осуществлялось в ходе особого химического процесса.

Но почему для проведения работ был выбран именно ген собаки? Дело в том, что разнообразие пород этих животных (сторожевые псы, декоративные собаки, служебные и охотничьи) делает их гены великолепным материалом для изучения эволюционных процессов, а также - проблем медицины и эмбриологии. Кроме того, именно принадлежащий собакам ген наиболее сходен с человеческим. Да, именно их, а не ген многострадальных лабораторных крыс или мышей. А потому, изучение генома Таши позволит узнать много больше о возникновении и развитии тяжелейших генетически обусловленных заболеваний. Среди них такие, как рак, диабет и эпилепсия.

Вот так четвероногие друзья помогают людям бороться с преследующими их недугами и познавать тайны вселенной. Но даже если вы решили купить собаку просто для удовольствия, а не для изучения особенностей ее породы, она способна продлить вашу жизнь, даря искреннюю привязанность и любовь. И в этом состоит наивысшая ценность общения людей и животных.

Именно собаки, кошки, попугаи и рыбки не дают людям забыть, что они - часть огромной планеты, которую населяет еще масса живых существ. Это помогает людям осознать свою ответственность перед окружающим миром, переоценить то, к чему они давно привыкли, и уделять больше времени вопросам экологии.

Следует отметить, что это была не первая попытка расшифровки генома собаки. Однако прежние исследования в этом плане, которые были проведены под руководством Крейга Вентера, значительно уступают в точности тем, что произведены совсем недавно. Так, если ранее было расшифровано только около 80% генетической информации, теперь же ученые утверждают, что смогли обработать 99% исходного материала.

Таким образом, ученые получили гораздо больше ценных сведений для изучения генетических процессов ради блага всего человечества. А боксер Таша вошла в историю, как собака, принесшая науке и медицине огромную пользу. Теперь, очередь за другими породами собак. Кстати, уже расшифрованы геномы волка и койота.