07 апр 21:35Технологии

Где будут хранить информацию компании будущего?

Термин «интернет вещей», обозначающий концепцию удаленного управлениями любыми устройствами, будь то кофеварка или промышленные устройства, возник примерно десять лет назад. Но зародилась технология значительно раньше. Еще в 50-е годы прошлого века на крупных индустриальных объектах применялись индивидуально разработанные системы, позволяющие собирать данные с промышленных агрегатов для оценки их работоспособности. Есть масса подобных примеров. Например, в советское время для соблюдения техники безопасности на сельскохозяйственные элеваторы устанавливали десятки датчиков. Они отслеживали влажность и температуру окружающей среды, чтобы контролировать условия хранения зерна и обезопасить объект от взрывов, которые могли происходить из-за скапливания мучной взвеси в воздухе. Подобный IoT на тот момент использовался в экспериментальных целях либо как локальный метод сбора информации, так как работал не всегда эффективно. Но самое главное – был дорог из-за высокой стоимости комплектующих.

С течением времени технология зрела и становилась более доступной. Как только появилась предпосылки к удешевлению кремниевых микросхем, возник массовый рынок IoT. Сегодня, по оценкам IDC объем мирового рынка Интернета вещей составляет $646 млрд, и с каждым годом он будет увеличиваться на десятки процентов. Ключевая ценность промышленного IoT для всей экономики в целом – это возможность повышения эффективности и конкурентоспособности компаний за счет получения оперативной информации о производственных процессах и качественно новый анализ данных с помощью в том числе нейронных сетей. IoT дает возможность быстрее принимать управленческие решения, снижать расходы, получать новые источники доходов. Вместе с роботизацией процессов Интернет вещей становится одной из ключевых технологий при цифровой трансформации.

В России, как считают аналитики, IoT развивается ускоренными темпами. Интернет вещей у нас, как и за границей, находит применение в различных отраслях. В логистике с помощью удаленного мониторинга можно отслеживать в режиме реального времени маршруты автомобилей, расход ГСМ и даже физическое состояние водителей. В промышленности IoT дает возможность контролировать климатические параметры на режимных объектах, например, в дата-центрах, где необходимо соблюдать постоянную температуру и не допускать перегрева дорогостоящего оборудования. А для обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются датчики по всему периметру объекта (например, моста). С их помощью легко предотвратить аварийные ситуации. Такой проект реализован, в частности, в сети дата-центров КРОК. Здесь множество интеллектуальных устройств мониторят температурные показатели и влажность в серверных помещениях.

Препятствует более широкому проникновению IoT скепсис со стороны традиционно мыслящих игроков рынка. В этих компаниях руководству по привычке проще отдать работу контроллера обходчику, который будет на регулярной основе проверять важный объект (например, мост) ультразвуковым сканером. Но с течением времени ситуация будет меняться, и предпосылки к этому видны уже сегодня. На более массовое использование IoT повлияет запрос на получение качественно новой и актуальной информации на основе больших данных и машинного обучения. Без нее компании не смогут развиваться в условиях жесткой конкуренции в эпоху повсеместного использования подключенных устройств. Кроме того, в России на руку IoT также играет широкая география. Из-за нее сохраняется высокая стоимость администрирования удаленных объектов, растут транспортные расходы и прочие накладные. А с помощью IoT можно, напротив, снизить эксплуатационные издержки.

Большой потенциал имеет IoT в сельском хозяйстве. Возможно, он даже больше выражен, чем в промышленности, так как для этой отрасли не существуют строгих требований к автоматизированным системам и стандартизированного списка поставщиков ИТ-разработок. Несмотря на сложные климатические условия аграрный сектор демонстрирует тенденцию к росту и явные достижения. Так, на протяжении последних нескольких лет Россия становится лидирующим в мире экспортером зерновых. Кстати, именно особенности климата могут сподвигнуть активнее применять IoT среди сельхозпредприятий. Большой процент территории занимают земли рискового земледелия, где важно точно мониторить температуру, влажность, состояние почвы и быстро реагировать на изменение параметров.

Стоит обратиться к опыту финских коллег, которые с помощью датчиков климат-контроля упростили процесс сбора болотных ягод, поставили его на поток и снизили вероятность потери урожая. Если раньше финские земледельцы буквально не спали ночами, пытаясь спрогнозировать идеальный день для сбора ягод (слишком поздний сбор может привести к заморозке плодов), то теперь за них это делает автоматизированная система. Вероятно, в скором времени функциональность систем, основанных на Интернете вещей, увеличится. И можно будет в том же сельском хозяйстве контролировать за вменяемую стоимость посадку каждого зернышка и тем самым увеличивать урожайность и в целом повышать рентабельность аграрных компаний будущего.

А где они будут хранить данные с многочисленных датчиков?

Уже сегодня стандартом для хранения и обработки таких данных является облако. Оно обеспечивает более удобную работу с распределенными с разных объектов потоками информации. Хотя на самом деле объем данных, получаемых с IoT-устройств не столь велик, по сравнению, например, с данными, получаемые с систем видеоаналитики. Тем не менее хранить их в локальных инфраструктурах нецелесообразно. Дело в том, что, помимо данных, необходима требовательная к производительности вычислительной инфраструктуры аналитическая система. Именно она выдает необходимые для принятия решений отчеты, строит тепловые карты для отслеживания неудовлетворительных климатических параметров, позволяет прогнозировать действия. При этом данная система используется периодически, вызывая резкий всплеск потребления ресурсов. Ее размещение в облаке позволяет выстроить экономически оправданную модель работы с IoT-системами. Оплата происходит в зависимости от потребленных ресурсов без избытка собственных мощностей, которые в остальное время простаивают, а также капитальных затрат и потребности в администрировании оборудования.