НИТУ «МИСиС» наградили за разработку импортозамещающей технологии для отечественной авиапромышленности
На церемонии награждения лауреатов премии Правительства Москвы, приуроченной ко Дню российской науки, Сергей Собянин торжественно поздравил победителей, которых в этом году собралось почти полсотни.
В номинации «Авиационная и космическая техника» победу одержала команда молодых ученых из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и ее лидер Вячеслав Баженов. Его работа была посвящена импортонезависимой технологии по изготовлению литых деталей из титановых сплавов, часто применяемых в авиационной промышленности. Новизна технологии в частности
заключается в том, что литье производится в точеные графитовые формы. Премия, проводимая ежегодно при поддержке департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, уже не в первый раз отмечает заслуги и перспективные разработки специалистов НИТУ «МИСиС».
Под руководством старшего научного сотрудника Вячеслава Баженова коллектив молодых ученых кафедры Литейных технологий и художественной обработки материалов НИТУ «МИСиС», возглавляемого Алевтиной Черниковой, был разработан новый метод изготовления деталей для авиации. Ранее детали с крупными габаритными размерами изготавливались путем отливки в керамические формы. Данные формы
производились ранее из импортных составляющих, и кроме того при литье титановые сплавы зачастую выдавали дефекты. Новый же метод заключается в том, что вместо зарубежных керамических форм используются графитовые, получаемые из отечественного сырья. За счет того, что формы фрезеруют на станках с ЧПУ, стало возможным получение деталей с увеличенной точностью размеров и снижение
коэффициента вышеупомянутых дефектов отливки. Также большей точности при применении нового метода удается достигать из-за большей инертности графита по отношению к титановым сплавам. Эти моменты, разумеется, представляют немаловажное стратегическое значение, так как изделия, получаемые указанным методом, используются в авиакосмической промышленности, где цена любой ошибки крайне высока. Помимо этого, используемое специалистами НИТУ «МИСиС» в безмодельном литье сырье для графитовых форм значительно дешевле и на порядок доступнее.
На сегодняшний день при помощи новой технологии, использующей материалы и запчасти исключительно отечественного производства, изготавливаются втулки и стойки для производства ПД-14, российского авиационного двигателя пятого поколения. Одним из ключевых отличий данной модели от производимых до этого двигателей является значительная, до 10%, экономия топлива. Эти агрегаты станут «сердцами» таких самолетов, как SSJ-100, Ил-214 и ТУ-204, а также будут использоваться при создании уникального отечественного самолета МС21, называемого магистральным самолетом двадцать первого века. Кстати, помимо использования уникальной технологии литья титановых сплавов, экономия топлива в двигателях стала возможной благодаря использованию деталей из алюминида титана. Эти детали также были рассчитаны, смоделированы и созданы учеными НИТУ «МИСиС» при участии коллег из Уфимского
моторостроительного производственного объединения и Уфимского государственного авиатехнического университета.
В авиастроении огромное значение уделяется новым технологиям. В последнее время вполне обоснованным стало некоторое смещение приоритетов в пользу инновационных методов и способов, позволяющих достигать наилучших результатов, используя только отечественные ресурсы, как кадровые, так и материально-технические. Как сообщила по этому поводу Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», в рамках федерального правительственного курса на импортозамещение и модернизацию промышленности на кафедрах университета уже сейчас в работе более трех десятков задач авиатехнического направления. Работы и изыскания ведутся в сотрудничестве с ведущими предприятиями отрасли. Значительных успехов удалось добиться в создании отечественных приборов для навигационных станций, а также в разработке новейших сверхлегких сплавов.