Дороги в России: исторический аспект
Считается, что дороги являются главной Российской бедой. Однако данной статье мы не будем придавать негативную окраску и жаловаться на качество дорожного полотна, а поговорим лучше об истории развития и эволюции дорог в нашем государстве.
До начала XVIII века главное значение в России имели водные пути (в том числе и зимой, когда сообщение осуществлялось по льду), сухопутным же дорогам отводилась второстепенная роль. Первые в Киевской Руси сухопутные дороги были проложены из Киева в Краков, Прагу, Германию. Чуть позже, после окончания правления татаро-монгольского ига стратегическими дорогами стали пути из Москвы и Владимира в Новгород, Тверь, Золотую Орду. Последующее расширение границ и присоединение Сибири вызвало необходимость строить дороги на Восток за Урал. Естественно, что они не имели никакого твердого покрытия, и в непогоду или весеннюю распутицу проехать и пройти здесь было крайне проблематично.
Динамичное же развитие дорог на Руси началось во времена правления Петра I. После основания в 1703 году Санкт-Петербурга, Петр занялся его благоустройством, в рамках чего в городе на Неве появились первые деревянные мостовые. В 1705 году стартовало строительство грунтовой дороги между Москвой и Петербургом. А чуть позже было принято решение о том, чтобы замостить ведущие дороги булыжником, для чего на речных судах и сухопутных возах все въезжающие в Питер, везли по некоторому количеству камней. Для местных жителей был издан указ о необходимости замостить территории возле своих домов по определенным правилам (с твердой поверхностью и обустроенными стоками).
Первый опыт асфальтированного покрытия был поставлен в 1838 году в Одессе, который имел положительный результат и дал толчок к развитию асфальтирования как наиболее оптимального варианта дорожного полотна. Однако научные исследования и производственные технологий не стояли на месте и позволяли разнообразить видовой ряд тротуарных покрытий и усовершенствовать их качественные характеристики. Так, постепенно появились облицовки из асфальтобетона, пластобетона, тротуарной плитки. Сегодня они изготавливаются из специальных составов и по новейшим методикам, давая возможность получать функциональные, прочные, эстетичные покрытия для улиц, парков, дворов.
Можно сказать, что современные конструкции гармонично соединяют в себе все лучшее из прошлого и настоящего. Так, например, популярная и модная сегодня средневековая тротуарная плитка (покрытие в виде грубо тесанного природного камня со сглаженным рельефом, словно по нему ходили столетиями) своим дизайном напоминает нам европейские улочки пошлых столетий, окуная в атмосферу романтики. А ее высокие качественные показатели, достигаемые вибролитьевым методом производства, обеспечивают долговечную и безопасную эксплуатацию.
Новейшие технологии последних лет позволили достичь оптимальных эксплуатационных свойств и качественных показателей дорожного покрытия для максимального комфорта и безопасности передвижения. Однако, прогресс не стоит на месте, и, скорее всего, дорожная эволюция будет иметь свое продолжение. И здесь стоит отметить, что плохие российские дороги часто связаны именно с нарушением технологии строительно-укладочных работ, а не качеством материалов. Обычно проблемы возникают с асфальтом, уложенным в неподходящую погоду, без соблюдения должных инструкций. Изготовленная же индустриальным способом тротуарная плитка за счет производственных методик вибропрессования, виброштампования или вибропроката, является надежным, износостойким и долговечным покрытием.