Природа сыграла с человеком злую шутку, она лишила его театрального зрения

начало статьи

Теперь стала понятной причина, по которой двести тысяч лет назад возникли разновидности театра (так называемая невербальная коммуникация): интонация, мимика, жесты, позы, пластика. Это результат жизненно-театральной связи между людьми. Протоязык, на котором общались древние люди, по-видимому, был театральным языком. Театральный язык включал язык интонации, язык мимики, язык жестов, язык поз и язык пластики. Он обеспечивал взаимопонимание и согласованные действия. Реальный мир представал в прошлом, да и предстаёт сейчас перед человеком как сцена, на которой происходят все события жизни, как сцена с происходящими жизненными спектаклями. Социальный мир – это мир жизненного театра. Теперь стала понятной причина, по которой несколько десятков тысяч лет назад возник театр. Театр стал отображением жизненного театра. Человек стал отображать на сцене то, что он делал в жизни.

В течение долгого времени первобытные люди обходились театральным языком. Жизненные спектакли были простыми и понятными. Но вот изменились условия жизни человека, жизнь усложнилась. Естественный отбор повлёк за собой возникновение сознания. Возникшее сорок тысяч лет назад сознание стало влиять на восприятие социального мира, опосредовать его, что привело к ограничению деятельности перцептивной системы до восприятия осознаваемых форм. Перцептивная система человека, приспособленная к жизни на Земле, попала в ловушку. От того, что появились сознание и речь, жизненно-театральная связь между людьми не исчезла, человек не перестал быть житейским актёром, он перестал видеть жизненные спектакли. Среда оказалась силой, которая видоизменила деятельность перцептивной системы. Перцептивная система человека, приспособленная к жизни на Земле, эволюционировала, лишив при этом человека способности воспринимать жизненные спектакли. Непонимание другого человека, иллюзорность социального мира явились тяжёлой, но вполне приемлемой платой за достигнутое в процессе эволюции совершенство.

Для первобытного человека были характерны биопсихический и театрально-психический виды детерминизма поведения. Дальнейшее усложнение жизни привело к возникновению ещё одного вида детерминизма поведения – социопсихического. Наблюдая социальный мир, человек видит не истинную, а кажущуюся картину. При восприятии социального мира человек сталкивается с третьей всемирной кажимостью.

Общение как средство накопления и передачи общественного опыта возникло в процессе труда. Для передачи друг другу существенно значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определённые значения. Взаимодействие людей породило язык для коммуникации. Предметы и их свойства начали отделяться от наглядных образов, составили «второй мир», мир понятий, закреплённых в символах-словах. По-видимому, тогда-то и возникли понятия труда, работы (синонима труда), учения, поведения, общения, малой группы. Эти понятия, взятые из опыта, а также понятия деятельности, межличностного (межгруппового) взаимодействия соответствуют кажущейся, а не истиной картине социального мира
Человек, проявляющий активность – это человек, участвующий в жизненных спектаклях, это житейский актёр, а не человек действующий, как это представляется сейчас. Утверждать, что человечество – это вид, осуществляющий деятельность, поведение, общение, межличностное взаимодействие, равносильно тому, что утверждать: Солнце вращается вокруг Земли. Человечество – это вид, принимающий участие в жизненных спектаклях. Между людьми, вступающими во взаимодействие между собой, устанавливается жизненно-театральная связь.

продолжение