Космическая история лазерных дальномеров

Космическая история лазерных дальномеровГоворя о лазерных дальномерах, мы, в первую очередь, подразумеваем наземное лазерное сканирование (техническая аббревиатура НЛС) – современную промышленные и бытовые лазерно-лучевые измерительные системы. Применение лучевых дальномеров в народном хозяйстве за последние 10-15 лет стало вполне привычным делом, ни одно сколько-нибудь современное строительство не обходится без этого инструмента. Не говоря уже о геологоразведовательных и геодезических работах, где лазерный дальномер просто незаменим.

Вопрос наземного применения лучевого измерения раскрыт в великом множестве научных материалов, не говоря уже о рекламных и популяризаторских статьях. Но один аспект использования дальномеров остается нераскрытым, поэтому поговорим о «высокой миссии» лазера – космических ЛСД. Второе, более распространенное название этой техники, принятое в популярной литературе – лазерные светодальномеры.

Космические лазерные дальномеры – тема, долгое время остающаяся секретной, только сейчас начинает раскрываться в общедоступных фактах. Подавляющее большинство спутниковых лазеров принадлежат военным или научным, но обязательно государственным учреждениям, причем эта тенденция характерна даже для самых информационно открытых и демократических стран. Информация об их применении мало, но все-таки определенные тенденции можно сформулировать.

Измерения лазером с орбиты Земли

Дальномеры, участвующие в космических программах, бывают спутниковыми и наземными. Во второй группе измерителей нельзя не отметить российские разработки АЗТ-28 и модифицированный лазер АЗТ-28М. Эти устройства оказали мощное технологическое влияние на всю отрасль. Также, при помощи этих приборов по сей день рассчитываются оптимальные траектории полетов ракетоносителей и производятся точнейшие астрономические измерения. Своеобразный «лазерный центр» наземных космических измерений находится в украинской Евпатории, и успешно работает на космическую отрасль многих стран.

Космическая лазерная рулетка способна протянуть измерительный луч по всей Солнечной системе, поэтому в ее устройстве остается все меньше тайн. Кроме наземных, сейчас широко используются спутниковые измерительные установки – область применения этого оборудования не всегда находится в «мирном секторе» экономики, поэтому информации об этом аспекте их работы немного. Кроме того, необходимо констатировать, что отечественные разработки в этой области значительно проигрывают лазерам развитых стран. А может быть, мы просто многого не знаем. и оборонный потенциал Родины в союзе с наукой готов успешно решать современные задачи.