Порох: Присвоенная слава

В начале 14-го века во Фрайбурге было устроено судилище: монах францисканского ордена Бертольд (Константин Анклитцен) обвинялся в колдовстве. Его алхимические опыты вызвали подозрение святых отцов, поэтому он был публично отлучен от Церкви и посажен в тюрьму. В историю этот человек вошёл под фамилией Шварц, что в переводе с немецкого означает «чёрный».

Порох: Присвоенная слава


Создавая в 13-м веке нищенствующий орден, Франциск Ассизский вменил ему в обязанность осуществлять функции инквизиции, следя за чистотой церковных нравов. Ведь богатеющее духовенство постепенно утрачивало общепринятые нравственные устои. Церкви требовались служители, презиравшие мирские блага, проповедующие самоотречение во имя Господа не только словом, но и личным примером. Именно таким человеком был брат Бертольд. При этом, по мнению отцов-инквизиторов, алхимию вполне можно было использовать для осуществления тайных планов монашеского ордена. Поэтому вместо пыток и аутодафе (очищение огнём) к учёному была приставлена охрана и созданы все условия для продолжения исследований.

Место нахождения францисканца держалось в строгой тайне, и результаты не заставили себя ждать. В 1330 году, растирая в ступке смесь серы, селитры и древесного угля, предназначенную для приготовления «дьявольского огня», Бертольд добился ожидаемого результата. Раздался взрыв, который едва не отправил исследователя к праотцам.

Боевая ступка

Продолжая работать со смесью, Бертольд добился спекания её в однородную массу и последующего гранулирования. Эти гранулы могли моментально воспламеняться, вслед за чем раздавался взрыв. Химических знаний Бертольда было недостаточно для решения проблем баллистики, поэтому его следующее изобретение оказалось похожим на ступку и получило такое же название.

Когда Бертольд продемонстрировал медную чашу, в которую был засыпан изобретённый им порох, а сверху положен тяжёлый чугунный шар, эффект превзошёл все ожидания. Средневековая Европа получила огнестрельное орудие под названием «мортира» (от французского mortier — «ступка»).

Францисканское духовенство сразу же решило опробовать изобретение. Его промышленное освоение началось в Италии на медеплавильных мануфактурах.

Бертольд Шварц был перевезён в Венецию, где руководил изготовлением мортир, предназначенных для борьбы с «еретическими» генуэзцами, заключившими союз с Константинополем. В 1352 году суда венецианцев с помощью этих орудий разбили флот генуэзцев в Трапезунде, надолго установив своё морское господство.

Однако заслуженной благодарности Шварц за своё изобретение не увидел.

Наоборот, венецианцы посадили его в тюрьму, дабы он никому не раскрыл своего секрета. Однако францисканцу удалось тайно выехать обратно в Германию. В этом ему помогли некие покровители. И уже в Германии беглый монах приступил к усовершенствованию мортиры, учитывая свой практический опыт.

Узнав о новом оружии Германии, обладающем разрушительной силой, французский король Иоанн II Добрый 18 мая 1354 года издал указ, в котором потребовал от владельцев монетных дворов сведения о количестве меди в стране и запретил её вывоз за границу.

Дальнейшая судьба Бертольда Шварца неизвестна. В Германии распространена легенда, согласно которой немецкий король Вацлав IV, сын Карла IV, ведущий борьбу с францисканцами, в 1388 году публично взорвал монаха на бочке изобретённого им пороха.

Скорее всего, такой «красивый» конец Шварца придумали жители Фрайбурга, когда в честь 500-летия изобретения пороха поставили своему земляку памятник на ратушной площади.