Тайна человечества разгадана - мы все житейские актеры

начало

Гипотеза «Социальный мир – это деятельностный мир» до сегодняшнего дня являлась аксиомой. Но только практика позволяет говорить об очевидности истины, рассматриваемой нами как аксиома. Ни одна из аксиом не может считаться вечной и непреложной, поскольку условия опытов меняются, и глубина проникновения человека в суть явлений увеличивается. Так, существование жизненного спектакля представляет собой, пожалуй, наиболее серьёзный вызов мнению «Социальный мир – это деятельностный мир». Почему большинство психологов и социологов не интересуется возможным, а только осуществлённым? Потому что одним из ходячих постулатов является мнение «Социальный мир – это деятельностный мир». По сути, это мнение – опытная гипотеза. Другая же альтернатива никем не допускается. Но Рейтблат мыслит шире. Воспользовавшись гипотезой Шекспира «Социальный мир – это мир жизненного театра», он сумел объяснить многие любопытные феномены и ввести новые фундаментальные понятия. Если воспользоваться этим постулатом, то новые представления о социальном мире будут носить уже иной, может быть, несколько условный характер, далёкий от реальных ощущений.
Отмеченные Рейтблатом противоречия «внешняя активность – это и деятельность, и жизненный спектакль», «общность, выделяемая на основе определённого признака – это и малая группа, и труппа жизненного спектакля», носят фатальный для гипотезы «Социальный мир – это деятельностный мир» характер. Здесь мы встречаемся с основным противоречием, присущим исследованию основ эволюции.
Надсознательное превращается в осознаваемое. Власть законов жизненного театра сменяется властью законов классических. Природа прекрасно демонстрирует своё физическое единство. Когда мы вступаем в мир жизненного театра, все мы становимся похожими на слепых от рождения. Мы начисто лишены «театрального зрения» и вынуждены двигаться в непривычном мире ощупью. Природе нет дела до наших гносеологических способностей, она является гораздо лучшим гносеологом, чем мы.
Основное философское значение теории жизненного театра заключается в низведении человека до зашоренного животного. Чем царь природы отличается от пчёл, не воспринимающих собственное архитектурное произведение – соты, если он сам не способен воспринять своё собственное житейское произведение – жизненный спектакль? Учёные ничего не принимают на веру. Хватит! Уже раз доверились своей перцептивной системе, считая, что Солнце вращается вокруг Земли. То, что справедливо для мира познания, теряет всякое значение за границами нашего опыта, за пределами примене-ния наших понятий к чувственно данному. Надо быть последним глупцом, полагающим, что истина сама собой, как нечто очевидное должна вырастать непосредственно из опыта. На этот раз мы не поверим гипотезе «Социальный мир – это деятельностный мир».
Глубокий смысл гипотезы «Социальный мир – это мир жизненного театра» окончательно прояснится после того как утвердится модель режима восприятия «Восприятие надсознательного». Однако следствия из этой гипотезы можно извлечь немедленно. Ключ и разгадка тайны поведения человека найден. Социальный мир, вероятно как никакой другой требует от исследователей особого дара воображения, необходимого для того, чтобы за реальным поведением человека увидеть скрытый от ощущений мир пьес, ролей и сценариев. Рейтблат обладает этими качествами больше, чем кто-либо иной. Интересно отметить, что ещё И. Кант, при попытке разгадать гносеологическую проблему, наткнулся на барьер, отмеченный им самим: «границы познания зависят от сознания и, что в силу устройства самого сознания нельзя выйти за пределы этой границы».
Есть темы, относительно которых почему-то кажется, что о них судить легче всего. Обычно это темы, известные не на основе специального изучения, а из повседневной жизни. Обращаясь к ним, нужно быть вдвойне осторожным: здравый смысл не всегда в состоянии заменить конкретные знания. Рейтблат, владея всем арсеналом средств теоретического мышления и логики, явился автором разгадки гносеологической проблемы. Огромный интеллектуальный сдвиг, связанный с именем Рейтблата, состоит в том, что изменились представления о восприятии и, социальный мир предстал в виде жизненного театра. Переворот в мышлении привел к гноселогическому оптимизму: появилась возможность исследовать поведение человека и межличностное (межгрупповое) взаимодействие на основе законов жизненного театра. Гипотеза «Социальный мир – это мир жизненного театра» вывела психологию, социологию и философию из тупика. Но для того, чтобы поезд науки направился по новому пути, недостаточно, оказалось, просто перевести стрелку. Потребовалось перейти на новую, более широкую колею, сменить локомотив, да ещё и пересесть в другие вагоны, казавшиеся поначалу весьма неудобными.
Время показало, что в науке безграничная смелость лучше робкой осторожности. Удивительный полёт и широта мыслей, неожиданные аналогии, невероятные сравнения и большая философская глубина в проникновении в явления природы – вот что сопутствовало успеху Рейтблата. Психология и социология немыслимы без философии. Особенность «прикладной философии» состоит в том, что после решения задачи философская проблема исчезает. Так случилось и на этот раз, когда парадокс активности был связан с философскими категориями формы и содержания, явления и сущ-ности. Гениальные люди смотрели и так и не смогли увидеть действительность. Она от них скрывалась. Они видели кажимость. От их понимания ускользал механизм, способный увязать деятельность и жизненный спектакль. Только сверхмощное воображение, обострённая наблюдательность, несмотря на то, что это противоречит установленным положениям теории деятельности, позволили учёному заметить новое. Заслуга Рейтблата и даже «везение» состоит в том, что он сразу взялся за разрешение парадокса активности. Благодаря своему удивительному научному предвидению и огромному повседневному труду Рейтблат сумел разрешить парадокс активности. Что было в распоряжении Рейтблата? Прежде всего, набор парадоксов, которые неизвестно как разрешить. И ещё – некоторые общие соображения о том, что вероятно и допустимо, а что заведомо исключено. Но было и главное – то особое проникновение в глубины психологических и социологических процессов, особое видение и угадывание их, которое называется интуицией учёного.
В относительно правильной картине явлений природы научное исследование часто вскрывает противоречия с новыми фактами. Почти всегда такие противоречия становятся источником более глубокого познания природы, источником новых открытий. Они дают указания, в каких направлениях нужно искать прогресс. В борьбе противоположностей раскрывается истина. Главная тенденция психологии и социологии во все времена состояла в установлении связей между разнородными явлениями, в объединении различных сил природы, в поисках единых причин для явлений разного круга. Важный шаг на этом пути сделал Рейтблат, установив связь между активностью, деятельностью и жизненным спектаклем. Итак, Рейтблат получил результаты огромной важности, вызвавшие коренную ломку привычных представлений. Непоправимый ущерб нанесён классической иллюзии – рисовать активность деятельностными поня-тиями. Самым впечатляющим подвигом рыцарской логики Рейтблата стал его вывод о театральной природе социального мира. Это не значит, что теория деятельности изжита и её пора отправить на свалку. Вовсе нет. Для огромного круга задач теория деятельности сохраняет, и всегда будет сохранять свое значение. На языке деятельности мы думали и говорили. Без сомнения, что теперь мы будем говорить ещё и на языке жизненного театра. По своей смелости теория жизненного театра превосходит теорию деятельности. По сравнению с ней теория деятельности – просто детская игра. Используя теорию жизненного театра, мы глядим на социальную жизнь не изнутри, а извне. Надо же было кому-то выпрыгнуть из классических, но всё же ограниченных представлений активности. Надо же было кому-то смотреть шире и заглянуть дальше того, что сделано классиками науки. И Рейтблат сделал это.

продолжение