Объективные процессы в образовательной системе

 


В начале XXI века в России начались изменения в сфере общего среднего и высшего профессионального образования. Во многом они были связаны с оптимизацией государственного финансирования образовательной отрасли, поскольку даже частичный отказ от него невозможен по причине того, что бесплатность школы гарантирована конституцией РФ. Велись и ведутся поиски удешевления образовательного процесса за счет перераспределения средств внутри системы.


Самым больным вопросом на этом пути оказался единый государственный экзамен (ЕГЭ), который задумывался как инструмент, определяющий степень финансирования элементов высшей школы. Коррупционная составляющая превысила допустимые границы и заставила отказаться от первоначальной схемы. Сама же идея в силу объективных и субъективных причин продолжает внедряться и трансформироваться. Что делать с ЕГЭ? Этот вопрос встал в ряд с общенациональными шаблонами «Кто виноват» и «Что делать» и разделил общество на несколько противоборствующих лагерей.


При этом сама высшая школа, вокруг которой ломаются копья, медленно, но верно оптимизирует экономическую составляющую образовательного процесса. Одним из его элементов стало дистанционное обучение. На первый взгляд, оно может показаться затратным, поскольку предполагает разработку учебных программ, обеспеченных соответствующими технологиями их реализации. Однако на поверку оказывается, что все вложения окупаются за счет индивидуализации учебного процесса и возможности многократного использования готовых схем.


Дистанционное обучение представляет собой совокупность технологий, которые призваны донести до студента комплекс обучающих программ, обеспеченных соответствующим контентом. К началу второго десятилетия оно приобрело структуру, в которой начала проступать стройная система.



  • Дистанционные курсы

  • Виртуальные тренинги

  • Вебинары

  • Видеоуроки

  • Электронные учебники


Последний элемент является наиболее архаичным способом удаленного обучения, осовремененный передовыми технологиям. Заочное образование, которое и предполагает использование электронных учебников, собственно стало отправной точкой, из которой сформировалась вся система.


Пока общество и политики спорят о ЕГЭ, образовательная наука создает необходимую базу для перехода на подготовку специалистов в соответствии с запросами времени и пытается достичь баланса между вербальными и невербальными способами ее воплощения.