Психиатр лучший друг психолога
Психиатр - лучший друг психолога, почему психологу необходимы основы психиатрии и такой друг в своей ежедневной практике?
Казалось бы, зачем психологу нужны знания основ психиатрии? Ведь психология направлена на изучение людей с нормальным поведением, а психиатрия – индивидуумов, чье поведение уже вовсе неадекватно и выходит за границы «нормы». Пусть психически больными пациентами занимаются в психиатрической лечебнице!
На самом деле все не так просто. Разграничение между психиатрией и психологией зачастую довольно размыто. Теоретически легко ответить на вопрос: «Когда нужен психолог, а когда психиатр либо психотерапевт?» Если совсем упростить, то разделение между выбором специалиста заключается в следующем:
* если «крыша едет» – нужна консультация психиатра,
* душа болит - психотерапевта,
* для решения обычных проблем «в рабочем порядке» – психолога.
Однако на практике отсутствие четких границ между психически здоровым и психически больным человеком порождает множество затруднений. На консультации и тренинги к психологу нередко приходят люди, у которых имеются проблемы с психикой, которым лучше бы подошла помощь психотерапевта. Люди с нарушениями в психической сфере не любят и боятся обращаться к психиатрам, однако им одиноко, а психологи обеспечивают общение. В связи с этим у психолога возникает дилемма: работать с ними или нет? Особенно, если они ведут себя и держатся вполне нормально, утверждая, что занятия им помогают?
Основная трудность работы психолога с такими сложными больными, порой со «скрытым диагнозом», заключается в незнании основ дифференциальной психиатрии: если психолог не поймет вовремя, что у пациента не просто недостаток воспитания или невроз, а психиатрический диагноз, то время будет потрачено впустую... а в случае групповых занятий и вовсе группу повергнет в шок, если вдруг у кого-то случится припадок...
А посему психолог должен быть достаточно квалифицирован, чтобы вовремя выявить человека с возможной психиатрической патологией и не допустить ситуаций, которые могут спровоцировать обострение или развитие болезни. Еще лучше, если психолог работает в тандеме с психиатром, тогда у него есть возможность создать «мини-консилиум» с коллегой или направить больного «по адресу», не навредив своими методиками.
Опасность «практической психологии» для потенциально психиатрического больного
Обострение психического заболевания может возникнуть исподволь в любой момент, без каких-либо пусковых причин. Однако существуют методики и приемы в практической психологии, которые могут спровоцировать психиатрическую проблему либо ее обострение:
* Лишение ночного сна и длительное бодрствование. Некоторые виды тренингов предполагают ночное бдение, что может окончиться печально для людей со слабой психикой.
* Медитация, в особенности в сочетании с телесным контактом. Медитативные погружения в себя могут спровоцировать "психиатрию" у человека со склонностью к ней. Еще более опасны двигательные медитации с серьезным впадением человека в транс, тем более в сочетании с телесными контактами (двигательная импровизация).
* Энергичные дыхательные методики с целью психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования: ребефинг, холотропное дыхание и модификации этих техник – реально опасны для психики. У участников возникает изменение сознания, видения, галлюцинации. В этот момент делаются внушения, которые могут оказать полезный эффект. Методики «ребефинг» возможно проводить только у взрослых людей с хорошим физическим здоровьем и здоровой психикой и в обязательном порядке под внимательным наблюдением опытного инструктора.
* Диссоциация и диалог с самим собой. Вроде безобидная и полезная для здорового человека техника, позволяющая взглянуть на себя со стороны и найти в себе несколько субличностей с разными желаниями, для склонного к психиатрии сыграет роль пускового механизма к неприятностям.
* Жесткие тренинги, которые предполагают повышенную эмоциональную и душевную нагрузку без буфера, также являются источником опасности для людей с диагнозом или склонным к психиатрии.
Психотерапия, к которой многие посетители тренингов и клиенты психологов не готовы по разным причинам - не хватает денег, "нет времени", может помочь в выяснении истинных причин неудовлетворенности либо помочь и без выяснения причин, просто человек возвращается к нормальной жизни и находит в ней и общение, и экстремальные переживания, и яркие краски бытия. Индустрия психологических тренингов, особенно организованная, понимает риски, и в каждом тренинговом центре, солидном, с историей, участников "принимает" в группу психиатр или клинический психолог.
Как отличить психически здорового от психически больного или потенциально предрасположенного к психическому расстройтству человека?
Четкого разграничения между нормой и «не совсем нормой, но еще не патологией» практически нет, и поэтому качественное описание патологии совпадает с описанием многих качественных особенностей нормального человека. Однако психические отклонения ярко и выпукло показывают то, что в норме в человеке проявляется блекло и скрыто. В психиатрии описаны ядерные типы, вокруг которых выстраивается так называемый "нормальный характер". Эти акцентуации: шизоид, параноик, истероид, психастеник и другие, - удобные термины, которые емко и точно описывают наши особенности.
При всем этом едва ли правильным будет впадая в крайность считать, что здоровых людей вообще нет, а все «здоровые» - это попросту маловыраженные психически больные люди. Но все же переход от акцентуации к психиатрии всегда возможен, особенно если активно этому способствовать. Именно поэтому психолог обязан владеть основными понятиями из области психиатрии, дабы не потенциировать психические заболевания и их обострения у своих пациентов. Еще более целесообразной будет работа в тесной взаимосвязи с психиатром, тогда уж точно такое сотрудничество пойдет только на помощь людям.