Тенденции увеличения грузоперевозок в Санкт-Петербург
Тенденции увеличения грузоперевозок в Санкт-Петербург.
Прорубая "окно в Европу" Петр Первый в первую очередь стремился обеспечить более короткий и дешевый торговый путь в европейские страны. С тех пор объем грузоперевозок в Санкт-Петербург только увеличивался. Благодаря своему удачному географическому расположению С-Петербург по праву считается "морскими воротами России". Через них осуществляется более 20% перевозок транзитных и российских грузов.
Ключевую роль в обеспечении грузоперевозок через Санкт-Петербург играет большой порт. Через его терминалы производится поставка более 50% импортных грузов и около 15% экспортных грузов. ОАО "Морской порт С-Петербурга" лидирует среди других портов России по количеству обеспеченных грузоперевозок. Через него проходят торговые пути во все страны мира.
В 2010 году появилась тенденция к увеличению объема перевозок экспортных товаров. В общем экспортные грузоперевозки через Санкт-Петербург увеличился на 9%, в частности грузоперевозки угля выросли на 16%, чугуна на 30%). А вот объем импорта снизился на 7%, перевалка рефрижераторных грузов снизилась на 40%, руды на 20%.
Через морской порт С-Петербурга проходят грузы не только для близлежащих районов, но и удаленных субъектов Российской Федерации: Уральского, Центрального, Сибирского, Приволжского федеральных округов. Большой порт явился основой для формирования транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, потому что от его развития зависит развитие и объемы грузопотоков других видов транспорта. Грузоперевозки в Санкт-Петербург осуществляются примерно 50% - железнодорожным транспортом, 32% автомобильным, 15% речным и 3% трубопроводным.
Поскольку исторически город застраивался вокруг порта, сейчас он оказался в самом центре Санкт-Петербурга. В свете общего увеличения грузоперевозок в Санкт-Петербург, такое местоположение морского порта не устраивает как жителей города, так и перевозчиков, поэтому уже много лет муссируется идея переноса порта на пределы города. Сначала предлагалось вынести за черту города перевалку "грязных грузов" (металл, нефтепродукты и т.п.), оставив на прежнем месте только обработку контейнеров. Однако этот вариант дискредитирует идею улучшения экологической обстановки, ведь контейнерные грузоперевозки в Санкт-Петербург обслуживаются множеством грузовых автомобилей, чьи выхлопные газы загрязняют воздух.
Поэтому в разрабатываемой "Росморпортом" стратегии развития портов России до 2030 предусмотрено положение о переносе всех портовых мощностей за пределы Питера. В случае утверждения этого документа федеральные инвестиции на развитие и модернизацию будут направляться в перспективные южные районы северной столицы. Эти меры принимаются для стимуляции переезда всех операторов порта на окраину города. Ожидается, что в результате грузоперевозки в Санкт-Петербург значительно увеличатся.