История развития гидропоники

Гидропоника зародилась около двух тысяч лет назад. Многие считают, что ее концепция нова: это достаточно современный метод, позволяющий вырастить разные сельскохозяйственные культуры высшего качества, однако, на самом деле, история гидропоники насчитывает многие века.

Можно сказать, что идея роста растений без грунта и снабжения их питательными веществами из водной среды стара как мир, ведь жизнь изначально зародилась в воде и растения обитали в океанах и морях, прежде чем окончательно переместиться на сушу.

Принципы гидропоники (подробнее можно прочитать здесь) изучали греческие ученые Диоскорид и Теофраст около 2 тысяч лет назад, однако возможно, что легендарные висячие сады Семирамиды выращивались с применением элементов гидропоники еще 2600 лет назад.

Ацтеки, культуру которых европейские завоеватели уничтожили практически полностью, в 11 веке создавали плавучие сады на озере Теночтитлан. В наши дни на этой территории находится современная Мексика. Из растительности, которая росла на берегу, строили специальные плоты. Сверху накладывали слой почвы и отправляли их на воду, плавать по озеру. Растения, растущие из почвы, пускали сквозь нее корни и из озерной воды получали питательные вещества, которых там было достаточно.

Некоторые плоты соединяли друг с другом в достаточно большие скопления, которые издали можно было принять за целый остров, даже люди могли спокойно гулять по ним. Есть версия, что такие плоты – это самое первое применение гидропоники, в наше время это называется аэропоникой: растения получают подпитку не из почвы, а из воды.

История развития гидропоники

Ученые Европы тоже изучали возможность применения воды в качестве питательной среды для корней растений - примитивная система гидропоники. В 1600 году ученый Гельмонт поместил в деревянную бочку 200 фунтов сухого грунта и посадил туда небольшой ивовый побег. Спустя пять лет растение имело вес 160 фунтов, однако в бочке количество грунта по прежнему не изменилось и составляло 200 фунтов. Тогда ученый не мог понять, как ивовый куст мог так сильно вырасти, ведь науке того времени еще не был известен тот факт, что растения берут питательные вещества из воздуха и воды.

Через сто лет Вудворд в качестве основы для корней растений предложил использовать смесь воды и грунта. Он одним из первых открыл поглощение растениями питательных веществ из воды и почвы. Через некоторое время европейские исследователи изучили свойства корней, циркуляцию питательных веществ и углекислого газа в растении.

Джозеф Пристли соорудил специальную камеру, наполненную углекислым газом, и увидел, что этот газ при помощи растений преобразовывается в кислород и свет способствует этому процессу. Потом этот эффект был назван фотосинтезом.