Мнение дилетанта по аварии на атомной станции Фукусима

В процессе проектирования и строительства атомных энергетических станций применяют самые современные знания, самые современные материалы. В проектировании участвуют лучшие эксперты. К выполнению строительных работ привлекают самых ответственных исполнителей. Контролируют такое строительство жесточайшим образом. Почему же все-таки в самой технологичной стране случилась такая серьезная авария? Какие системные ошибки можно теперь увидеть и переработать для будущих проектов, чтобы не повторить грязную аварию?

Атомная станция была построена на берегу, в сейсмически опасном районе. Берег Японии в этом сесте имеет изгиб, собирающий энергию от волны цунами, как будто это линза. Многие факторы были учтены. Но не все. Средства массовой информации сообщили много противоречивых сведений, из которых вырисовывается главная причина аварии - отключение систем охлаждения. Вероятно, запасные дизель-генераторы просто залила вода от волны и они заглохли. Могли быть также повреждены трубопроводы охлаждения. О том, что все трубопроводы должны иметь компенсаторы для возможного движения одних конструкций относительно других, дилетант не сомневается. Наверняка такие компенсаторы были предусмотрены и трубы не лопнули. Предполагаю, что на строительстве энергетической станции Фукусима был строжайший строительный контроль и дисциплина. Но в проектировании резервных систем обеспечения энергией такая станция оказалась крайне уязвимой.

Что же нужно было сделать для того, чтобы охладить реакторы и хранилища на время работ по восстановлению? Нужно было позаботиться о помещениях для дизель-генераторов. Эти простые устройства уязвимы для морской воды. Следовательно, для них нужно было проектировать железобетонные укрытия, обладающие большой массой и прочностью, а также - некоторым запасом незаливаемости, устойчивостью к погружению под воду, которую принесла волна.

Дилетант предполагает, что причина аварии проста, дизель-генераторы не были защищены от волны цунами, их залила вода, именно так и прекратилась работа системы охлаждения заглушенных реакторов. Может быть, причины аварии более системны и отказ в данном случае произошел также в местных электрокоммуникациях. Но абсолютно точно можно сказать: при всех ужасах землятресения и аварии, дизель-генераторы можно было защитить и установить в таких помещениях, которые полностью сохранили бы их работоспособность и автоматическое включение для охлаждения реакторов. Много ли энергии нужно, чтобы прокачать холодную воду по контуру? Вовсе нет.

И на пару недель такую автономную систему охлаждения вполне можно было бы спроектировать и построить в любое время. Теперь даже дилетанту понятно: время упущено. Атомные станции всё равно будут строить и эксплуатировать уже построенные. Может, следует на всех станциях проверить аварийное охлаждение реакторов и защитить резервные дизель-генераторы от подтопления? Даже в тех районах, в которых ни о каком подъеме уровня воды и речи нет.

Может быть, лучшие строительные эксперты могли бы все правильно спроектировать и выполнить качественные строительные работы. К атомным станциям всегда предъявляются повышенные требования. Но вот вряд ли у строительного эксперта голова работает как у фантаста-параноика, который может предвидеть катастрофы, наводнения и другие катаклизмы. Не смог бы эксперт по проектированию с таким сознанием выполнять свою работу.