Мотивация для обучения устной речи: плохая, хорошая и отличная

Главный признак хорошего владения иностранным языком – умение использовать его для того, чтобы полноценно общаться. Обучение устной речи дается нелегко и преподавателю, и ученикам, особенно, если не сформирована правильная мотивация.


Для того, чтобы начать говорить, нужен мощный стимул, ведь ученику приходится преодолевать собственную застенчивость, справляться со страхом ошибки, пользоваться непривычными словами и грамматическими структурами. Именно поэтому важно создавать мотивацию не только на весь курс обучения, но и на каждое задание, которое предполагает устные высказывания.


Неудачный вариант


Вряд ли можно ожидать свободной и беглой речи, если ученик ощущает сильное давление. Между тем, именно так чаще всего и происходит на занятии, где высказываться приходится по требованию, вне зависимости от желания и наличия мнения по заданному вопросу.


Отпугивает учеников и то, когда преподаватель ожидает от них слишком многого и требует безупречности: длительных высказываний без пауз, отсутствия ошибок, безукоризненного смыслового содержания.


Еще один неприятный для учеников момент касается исправления ошибок. Когда преподаватель не только замечает, но и спешит указать на каждый промах, перебивая речь ученика, желание говорить обычно пропадает. Кроме того, часто такие замечания просто сбивают с мысли, что тоже негативно отражается на качестве речи. В результате формируется стойкая ассоциация любой попытки разговаривать на иностранном языке с ситуацией неудачи, и мотивация для овладения устной речью снижается.


Хороший вариант


Очевидно, что стимулом для высказывания будет спокойная учебная атмосфера, когда ученикам дается возможность уже в начале занятия начать говорить о том, что важно и актуально именно для них. Такая свобода в выборе темы стимулирует желание разговаривать, и в ходе дальнейшего занятия даже необходимость отвечать на вопросы не воспринимается как повод для стресса.


Резонные ожидания преподавателя, о которых знают его ученики, также помогают справляться со страхом неудач. С одной стороны, в этом случае ученик уверен, что его будут оценивать адекватно, в соответствии с его уровнем владения языком. С другой – он стремится соответствовать тем требованиям, которые преподаватель считает нужными предъявлять, поскольку осознает их выполнимость.


Наконец, особого внимания заслуживает методика коррекции ошибок в устной речи. Прежде всего не стоит исправлять каждую из них, особенно на начальных этапах обучения, когда промахов достаточно много. В первую очередь привлекайте внимание к тем ошибкам, которые связаны с текущим материалом, и к тем, которые существенно влияют на понимание всего высказывания в целом. Другие можно не заметить, дав ученику (и остальной группе) возможность понять, что лучше говорить, совершая ошибки, чем отмалчиваться.


Самый лучший вариант


В лучшем случае инициатива для начала разговора должна исходить от самих учеников. Создать условия для этого на уроке не слишком сложно. Дайте своей группе возможность в начале каждого занятия свободно пообщаться между собой. Такую практику устраивают бюро переводов, для повышения квалификации сотрудников. Разговоры могут происходить в парах или группах, и касаться любой интересной для учеников темы. Главное, чтобы они высказывались на иностранном языке и вслух, и общение было полноценным, то есть партнеры участвовали в нем на равных, задавая вопросы и реагируя на них. Ваша роль при этом не сводится к позиции наблюдателя: постарайтесь поучаствовать в каждой беседе, свободно перемещаясь по аудитории. Так вы усилите личные связи с каждым, и ученики будут видеть в вас потенциального партнера по общению, а не того, кто требует от них говорить, поскольку это предусмотрено программой.


Исправление ошибок в рамках самой удачной мотивирующей стратегии предполагает, что вы не будете прерывать высказывания учеников, давая им возможность завершить свою мысль. Все ошибки придется записывать, а затем выбирать наиболее значимые для того, чтобы ученик сам смог их исправить. Периодически стоит и вовсе отказываться от указания на ошибки, дав ученикам возможность говорить свободно и чувствовать свою успешность в этой области. Так вы не только избавите от страха сделать что-то не так, но и поможете поверить в свои силы. Подобные ситуации успеха мотивируют на дальнейшее совершенствование, создают психологический комфорт и являются предпосылкой для естественного говорения на иностранном языке.


Последняя, отличная, стратегия обычно применима в группах со средним и высоким уровнем владения языком. Для тех, кто изучает язык с нуля или находится на начальных этапах, целесообразнее применять хорошую стратегию мотивации, чтобы создать предпосылки для постепенного перехода к третьему варианту.