Развод — и дело с концом

Когда появились разводы? Тогда же, когда и семья: и сейчас, и много веков назад люди желали избавиться от опостылевших супругов. В Древнем Риме инициировать развод могли только мужья, которые, надо сказать, не слишком мудрили с выбором причины расставания. Годилась любая мелочь в поведении супруги, чтобы выставить её за порог: выход из дома с непокрытой головой, посещение цирка без согласия мужа, не говоря уже о супружеской неверности. Один находчивый муж вместо ответа на вопрос, из-за чего он расторгает брак, продемонстрировал свой сандалий и заявил, что на вид-то он хорош, но никто не может знать, где именно натирает ногу.

Развод — и дело с концом


Во времена Средневековья судьи относились к разводам вдумчиво и требовали подтверждения претензиям. Например, если жены обвиняли мужей в импотенции, тем полагалось пригласить судейских домой и выказать наглядно свою мужскую силу. Присутствие свидетелей частенько пагубно сказывалось на эрекции, и причина развода подтверждалась.

Мусульманин и вовсе мог трижды произнести слово «талак» (развод), чтобы прекратить надоевшие отношения. А в Саудовской Аравии и Малайзии в наши дни эту формулу достаточно просто три раза отправить жене по мобильному телефону и стать свободным от брачных уз.

В некоторых странах Европы, впрочем, тоже старались максимально упростить процедуру расставания супругов. В Уэльсе в 18-м столетии для этого требовалось всего лишь перепрыгнуть через метлу у порога дома. Сделавший это первым считался инициатором развода. Интересно, что католическая церковь не возражала против такого языческого способа расторгнуть брак.

Примерно в ту же эпоху английские мужья, желая избавиться от спутниц жизни, выставляли их на продажу. Цена назначалась не менее шиллинга, и таким образом женщина не оставалась покинутой, а тут же находила себе нового партнёра.

В Черногории для обеспечения законности развода супруги обязаны были взяться за концы верёвки и разрезать её на две половины.

Законодательные власти современной Явы извлекают из распада брака практическую пользу: каждый яванец, заявивший о намерении освободиться от семейных уз, должен посадить пять саженцев. Учитывая современное количество разводов, озеленение острова определённо поставлено на широкую ногу.

Но иногда развод превращается в нечто среднее между трагедией и фарсом. Так, супруга английского футбольного фаната лишилась мужа за кощунственное деяние: она постирала футболку с автографами его кумиров. А одну из пар, проживающих в США, разлучил истинный садизм мужа, который мешал своей жене наслаждаться чтением детективов. Он повадился писать имя убийцы на одной из первых страниц, чем отравлял женщине всё удовольствие.

Порой от развала семьи страдают не столько партнёры, сколько их домашние питомцы. В Германии, чтобы насолить надоевшей жене, супруг начал пичкать вредной едой её собаку — чемпионку многих экстерьерных выставок. Животное вскоре так прибавило в весе, что об участии в соревнованиях и тем более о медалях пришлось забыть. В ответ на коварство мужа жена немедленно подала на развод.

Сегодня на планете каждые 15 минут распадается одна семья. Но это не значит, что институт брака себя исчерпал: часто за разводом следует новая любовь и новая свадьба.