Магический круг

Хозяин пригласил гостей, обрил голову наголо и объявил о создании Церкви Сатаны — самой одиозной, устрашающей и возбуждающей любопытство организации. С тех пор в её рядах состояли разные люди: мафиози и голливудские кинозвёзды, известные певцы и режиссёры, простые обыватели и богачи, уставшие от однообразия сытой жизни. Каждый из них внёс свою лепту в историю этого сообщества, но роль её основателя, Антона ЛаВея, особенно велика.

Магический круг

Чёрный дом когда-то был обычным особняком среди многих, построенных в викторианском стиле, зданий Сан-Франциско. Антон ЛаВей купил это ничем не выдающееся строение и первым делом покрасил его в чёрный цвет. А чтобы создать жилищу дурную славу, стал утверждать направо и налево, что раньше в нём находился публичный дом, открытый некой мадам Мамми Плезант. Но и этого эксцентричному хозяину показалось мало, и он завёл тарантула, удава, чёрного леопарда и нубийского льва по кличке Толгар.

По ночам в Чёрном доме каждую неделю собирались единомышленники Антона и вели беседы на разные оккультные темы, такие как каббала, вампиризм, оборотничество, спиритуализм, астрология и другие. В Сан-Франциско оказалось так много желающих узнать об эзотерике, что ЛаВей начал продавать билеты по 2,5 доллара с носа для тех, кто хотел стать членом экстравагантного клуба «Магический круг».

После объявления о создании Церкви Сатаны ЛаВей и его приближённые участвовали в серии «экспериментов». Одним из них стал акт каннибализма, во время которого они съели бедро человека, взятое из госпиталя. По душе самому главному сатанисту и его соратникам пришлись сексуальные оргии (групповой секс, садомазохизм и прочие извращения). Антон ЛаВей считал, что разжигание животной страсти и раскрепощение человека взывают к самому сильному — основному — инстинкту, и, поддавшись ему, люди освобождаются от привычных стереотипов поведения и больше верят во все сверхъестественное. Кружок практиковал чёрные мессы с чёрными свечами, перевернутыми распятиями, проклятиями и жертвоприношениями.

Антон ЛаВей проводил ритуалы крещения (в том числе для своей дочери Зины), отпевания и венчания, посвящённые дьяволу. Среди тех, кто участвовал в этих мероприятиях, были «баронесса» Карин де Плессен, выросшая в королевском дворце в Дании, доктор Сесил Никсон, эксцентричный фокусник и изобретатель, Кеннет Энгер, создатель андеграундных фильмов, Рассел Волден, известный в городе юрист, Дональд Уэрби, брокер, антрополог Майкл Харнер, писательница Шана Александер и многие другие знаменитости. Антон ЛаВей приглашал в Чёрный дом тех, кто добился значимого успеха в жизни, а от неудачников избавлялся. К моменту основания своей церкви сатанист хорошо изучил человеческую природу и знал не понаслышке, что влиятельные люди создадут лучшую рекламу его детищу.

Бурная биография

Антон Шандор ЛаВей родился в Чикаго 11 апреля 1930 года, но вскоре семья переехала в Калифорнию, где он провёл всю жизнь. Его бабка, уроженка Венгрии, знала множество суеверий, легенд, сказок и охотно делилась ими с внуком. Постепенно у Антона разгорелся аппетит, он заинтересовался классической «чёрной» литературой наподобие романов о Дракуле и Франкенштейне. Он не гнушался и бульварными журналами, где публиковали рассказы авторов, которым только суждено было стать классиками хоррора и научной фантастики. ЛаВей зачитывался произведениями Джека Лондона, его увлекали биографии таких исторических личностей, как Калиостро, Распутин и Василий Захарофф. Популярные в то время книги по оккультизму не произвели впечатления на будущего создателя сатанизма: слишком «белыми и пушистыми» они ему показались. Куда больше его манили труды по гипнозу, психоанализу. Больше всего запали в душу работы Алистера Кроули — английского оккультиста и таролога.

Ещё в детстве у ЛаВея обнаружился талант к музыке. Ему нравилось играть на клавишных инструментах. Он мог часами репетировать, позже эта страсть позволит ему не умереть с голоду, когда он будет зарабатывать на хлеб игрой на каллиопе на карнавалах и на органе в барах и ночных клубах. Во время исполнения музыкальных произведений Антон наблюдал, как музыка действует на психику человека.

В 16 лет парень бросил школу и сбежал из дома. Из-за своих странных пристрастий он был белой вороной и не имел друзей. В цирке, к которому он прибился, Антон чувствовал себя гораздо лучше. Сначала он служил там разнорабочим, а потом — музыкантом. Там же он нахватался основ дрессировки животных.
Из цирка молодой человек перекочевал в ночные клубы и бурлески Лос-Анджелеса. В одном из них 18-летний Антон познакомился с 22-летней Мэрилин Монро, в то время зарабатывавшей на жизнь стриптизом. У них случился непродолжительный роман, который не произвёл на ЛаВея большого впечатления. По его утверждению, Мэрилин нравилось не столько заниматься сексом, сколько получать похвалы от неравнодушных к ней мужчин. С его оценкой, кстати, согласны большинство биографов Монро.

 Магический круг


Через некоторое время ЛаВей появился в Сан-Франциско и устроился в полицию фотографом. В это время он встретил свою будущую жену, 15-летнюю Кэрол Лэнсинг. В 1952-м у них родилась дочь Клара.

Дабы избежать призыва на войну в Корею, он поступил в колледж, где специализировался на криминалистике. Работа помогла ему ещё лучше узнать тёмные стороны человеческой души. Он общался с жертвами изнасилования, видел убийства, автомобильные аварии. Впоследствии он признавался, что именно тогда отрёкся от Бога.

Я как центр Вселенной

ЛаВей многократно говорил, что если бы не он, то обязательно нашёлся бы кто-то другой, кто придумал бы Церковь Сатаны. В США вовсю проповедовали идеологию индивидуализма и личной свободы. Жажда наживы, которую стыдливо называли «американским чудом», утвердилась в общественном сознании как истинное благо для всех и каждого. Антон ЛаВей уловил эти настроения и умело играл на них.

Он создал образ Сатаны как символ личной свободы и эгоизма. В отличие от основателей других религий, обычно ссылающихся на озарение, ниспосланное им некими сверхъестественными сущностями, ЛаВей не стал валять дурака, а просто признался, что использовал для создания сатанизма разработанные им самим концепции, в основном взятые из его собственных представлений о животной части человека и работ различных материалистов и индивидуалистов. Его воззрения и легли в основу программного документа новой религии — Библии сатаниста. ЛаВей провозглашал крайний индивидуализм, восстание против человеческой духовности и необходимости для человека поддерживать связь с окружающим и формирующим его обществом, призывал своих последователей к противостоянию со всем остальным, прежде всего христианским, миром.

1 февраля 1967 года Антон ЛаВей провёл церемонию открытой сатанинской свадьбы радикального журналиста Джона Рэймонда и Джудит Кэйс, чем привлёк к Церкви внимание со стороны средств массовой информации. Фотографии сатанинской свадьбы были напечатаны в нескольких популярных изданиях.
Не менее важным событием в декабре 1967 года стало проведение открытых сатанинских похорон члена Церкви Сатаны — морского офицера Эдварда Олсона по просьбе его жены.
На руку новой организации сыграла и гибель в автокатастрофе актрисы Джейн Мэнсфилд, по утверждению ЛаВея, имевшей с ним интимные отношения и являвшейся жрицей Церкви Сатаны. Позже эту информацию опровергли, но ЛаВей добился своего — привлёк внимание к сообществу. В итоге Церковь Сатаны была официально зарегистрирована в реестре религиозных организаций.

О сатанистах заговорили все. О них писали во многих книгах, журналах и газетах в 1960-х и 1970-х годах. В 1970 году вышел полнометражный документальный фильм Satanis. Антон ЛаВей играл в фильме Кеннета Энгера «Пробуждение моего демонического брата», был техническим консультантом для фильма «Дьявольский дождь».
Но не всё коту Масленица. В 1980-е прокатилась новая волна массовой истерии, теорий преступного заговора и страха перед сатанизмом, начатая протестантскими фундаменталистами, некоторыми медиками и СМИ. ЛаВею и его приспешникам пришлось во многом оправдываться. И хотя его дела ещё шли неплохо, Церковь Сатаны уже перешагнула период пика своей популярности.

Скончался Антон ЛаВей 29 октября 1997 года. Ирония судьбы: преданного сатаниста перед смертью пришлось отправить в католический госпиталь имени Святой Марии — ближайший к его дому. Причиной смерти Антона стал отёк лёгких. Тело ЛаВея кремировали, а пепел поделили между последователями (среди них были многочисленные жёны ЛаВея), которые после его кончины устроили такую делёжку и драку за наследство, что от Церкви Сатаны отвернулись даже самые верные её сторонники.