11 апр 10:41Интересно знать
Виртуальное образование как фактор саморазвития личности
Виртуальное образовательное пространство представляет собой сложную систему организованных и стихийных дистанционных учебных сред (систем дистанционного обучения), которые определенным образом взаимодействуют между собой. Эффективность виртуального образовательного пространства в Институте существенно зависит от потенциала саморазвития, которое предоставляет учебную среду для "дистанционного" ученика. При этом одним из важных аспектов анализа эффективности дистанционного обучения является определение влияния учителя на ученика и контроль его познавательной деятельности.
Виртуальное образование не является негативным само по себе, однако нивелирует соответствующую учебную деятельность, в рамках которой осуществляется. При сравнении учебной и познавательной деятельности существенное значение имеет соотношение внешних и внутренних факторов с учетом их социальной значимости.
Для познавательной деятельности наиболее значимым социальным фактором является внешний, причем предполагается, что полученный продукт может (и будет) использован другими людьми. Для учебной деятельности, как известно, важен продукт внутренний, - то есть соответствующие изменения в субъекте, то есть в ученике.
Любая учебная деятельность развивается и ученик становится полноценным субъектом собственной деятельности, уменьшается необходимость во внешней помощи, и в наиболее зрелой форме она превращается в самообучение, то есть приобретает многие черты познавательной деятельности (в том смысле, что ученик сам приобретает эти знания).
Еще одной существенной чертой различия познавательной деятельности и высоких уровней обучения (самообучения) является не приобретение, или даже усвоение знаний (это признак познавательной), а и их превращение в средства деятельности, средства решения задач.
Итак, принципиальным моментом здесь является направление "миграции", становления, развития учебной деятельности, которую осуществляет дистанционный ученик в процессе обучения. В своих развитых формах она должна превратиться в самообучение. Такой процесс не всегда происходит стихийно, без адекватных изменений процессов обучения в виртуальном образовательном пространстве.
Виртуальное образование не является негативным само по себе, однако нивелирует соответствующую учебную деятельность, в рамках которой осуществляется. При сравнении учебной и познавательной деятельности существенное значение имеет соотношение внешних и внутренних факторов с учетом их социальной значимости.
Для познавательной деятельности наиболее значимым социальным фактором является внешний, причем предполагается, что полученный продукт может (и будет) использован другими людьми. Для учебной деятельности, как известно, важен продукт внутренний, - то есть соответствующие изменения в субъекте, то есть в ученике.
Любая учебная деятельность развивается и ученик становится полноценным субъектом собственной деятельности, уменьшается необходимость во внешней помощи, и в наиболее зрелой форме она превращается в самообучение, то есть приобретает многие черты познавательной деятельности (в том смысле, что ученик сам приобретает эти знания).
Еще одной существенной чертой различия познавательной деятельности и высоких уровней обучения (самообучения) является не приобретение, или даже усвоение знаний (это признак познавательной), а и их превращение в средства деятельности, средства решения задач.
Итак, принципиальным моментом здесь является направление "миграции", становления, развития учебной деятельности, которую осуществляет дистанционный ученик в процессе обучения. В своих развитых формах она должна превратиться в самообучение. Такой процесс не всегда происходит стихийно, без адекватных изменений процессов обучения в виртуальном образовательном пространстве.
Лента новостей
Популярные статьи