Тайна человечества разгадана - мы все житейские актеры

начало

Самое трудное – высказать гипотезу. Это всегда процесс нелогический. Но как только она высказана, законы логики позволяют извлечь из неё следствия. Теперь мы видим чудо логического анализа. Лавина открытий смела без следа сомнения в важности жизненного спектакля, и теперь теория жизненного театра – одна из основных наук о социальном мире. Рейтблат понимал, что новая теория личности только в том случае окажется истинной, если она сможет объяснить и предсказать то, что не объясняется другими теориями личности. Рейтблат оказался правым в своём исходном предположении. Но насколько – прямо-таки неизмеримо – более сложными, непредугадываемыми, непредсказуемыми оказались явления, свидетелем которых он становился. Благополучно окончился долгий поиск и блуждания. Круг замкнулся.
Каждый свой шаг Рейтблат обосновывал. Обоснование всегда носит системный характер. Включение жизненного спектакля в систему придало устойчивость и явилось одним из наиболее важных шагов в его обосновании. Нельзя не отметить систему жизненного спектакля и систему творения будущей реальности, исследованных Рейтблатом. Практически все значительные достижения наук со второй половины ХХ века в большей или меньшей степени связаны с системной методологией. Эвристическая роль системного подхода заключается в том, что он определяет задачи научных исследований, предсказывает свойства отсутствующих частей описания. Заслуга Рейтблата состоит в отыскании новых системообразующих факторов – бессознательного рынкообразующего элемента и будущей реальности. Проблема поиска системообразующих факторов является одной из главных проблем науки, поскольку, найдя фактор, мы находим систему. В данном случае это привело к кардинальному росту познавательного эффекта.
Теория жизненного театра имеет своей задачей пробиться по ту сторону видимого, и в некотором смысле всякое научное знание заключается не в констатировании очевидностей, но в раскрытии за этой очевидностью более реальных, чем сам очевидность, фактов.
Давайте вспомним, что в США в период с 1900 по 1923 гг. были предприняты попытки поиска базового исходного элемента для построения теории личности. Но все они закончились безрезультатно. Рейтблату же удалось отыскать базовые элементы – пьесу, роль, сценарий – и, в этом его громадная заслуга. Учёным давно надо было создать теорию деятельности–жизненного спектакля, теорию, отображающую эту врождённую двойственность всех первооснов материи. Конструируя свою теорию, Рейтблат отправлялся от фактов, от того, что он наблюдал в опыте. Как бы ни была свободна творческая фантазия, она должна считаться с одним непременным условием: теория имеет смысл только в том случае, когда она согласуется с соотносящимися с ней фактами. Теория, расходящаяся с фактами и наблюдениями, является надуманной и ценности не имеет. Положения теории жизненого театра Рейтблат выводил из более общих положений, из установленных истин. При объяснении явлений жизненного театра и восприятия социального мира Рейтблат ввёл минимум весьма простых независимых допущений. Расширение поля действия теории жизненного театра, её способность объяснять и предсказывать новые факты, касающиеся индивидуального поведения и межличностного взаимодействия, является несомненным и важным доводом в поддержку теории.
Чтобы убедить всех, нужны факты, много фактов. А чтобы их иметь, необходимо развернуть широкую исследовательскую работу. И такую работу Рейтблат провёл. Не милость случая, а награда за труд: научная работа, которую проделал Рейтблат – это на 99% перечисление проблем и ошибок и только на 1% – фанфары и озарения. О трудностях пути, пройденного Рейтблатом, скоро позабудут: настало время думать о следствиях открытий. Рейтблату принадлежит приоритет в создании жизненно-театральной культуры. По сути дела он совершил революцию в умах. Не каждый день создаются новые области культуры. Это тот редчайший случай, когда теория породила новую область культуры – жизненно-театральную культуру. Понятие жизненно-театральной культуры выкристаллизовалось, с одной стороны, в ходе анализа феноменов жизненного театра, с другой стороны, – в процессе серьёзной и кропотливой синтетической работы. Рейтблат не замечал помех и балласта в социальном мире: аналитическое мышление умеет отвлекаться от деталей, не относящихся к научной истине. Рейтблат выявил сущность человека. Это дало ему право создать жизненно-театральную культуру. Жизненно-театральной культуре Рейтблат дал подлинную путёвку в жизнь, облёк в изящную форму, придав универсальность и широту, наполнив глубочайшим философским, психологическим и социологическим смыслами. Рейтблат извлёк жизненный спектакль из его колыбели и продемонстрировал людям его поразительные возможности. Изредка происходят прорывы в совершенно новые области, на существование которых ничто не указывало. Здесь важен элемент удачи, хотя, быть может, такие открытия ценятся больше всего – они открывают совершенно новые области исследо-вания. Когда появилось понимание феноменов жизненного театра, когда были сделаны обобщения и создана теория, когда были постигнуты законы жизненного театра, началось истинное человеческое знание, возникла новая область культуры. Рождение новой области культуры – вещь крайне редкая. Мы стали свидетелями рождения нового знания – жизненно-театральной культуры, – основанного на новых фактах, новых представлениях, новом мировоззрении на прежний мир. Значимость Рейтлата проявилась и в том, что он нашёл путь там, где его предшественники отступали перед непреодолимой сложностью проблемы, и в том, что результаты и методы, разработанные им, привели к рождению новой области науки и культуры. На перекрёстке психологии, экономики, социологии и философиии родилась новая область науки и культуры. Самое главное – это то, что Рейтблат сумел найти правильный метод анализа и обобщения полученных данных. Жизненно-театральная культура не только не поставила предел, а, напротив, открыла перспективу для дальнейших исследований. Идея развития личности и психосоциальных умений, заложенная в жизненно-театральной культуре, кажется, теперь нам до смешного простой. Как только мы продвинемся в понимании жизненного театра, надо будет учиться применять добытые знания. Создание жизненно-театральной культуры свидетельствует о стремлении утвердить новый, творческий подход к психологии и социологии как к фактору социального прогресса. Какое плодотворное зерно бросил Рейтблат социальной жизни.
Будущее новой науки нельзя полностью предсказать заранее. Научные открытия, дающие сегодня ответ на теоретические вопросы, завтра изменят всю нашу жизнь. Жизненно-театральная культура станет курицей, несущей золотые яйца. Внедрение жизненно-театральной культуры приведёт к созданию новых культурных ценностей, формированию нового человека и нового отношения к человеку. Жизненно-театральная культура позволит по-новому взглянуть на собственную жизнь и тем самым расширить класс решаемых задач.
Рейтблат по своему стилю мышления является кем угодно, но только не консерватором, и ему было мало дела до авторитетов и традиционных представлений. Это позволило ему сделать первый смелый шаг в направлении дальнейшего развития идеи Шекспира. В науке о поведении наступает новая эпоха. Теория жизненного театра позволит изменить самосознание человека до всемогущества. Учение Рейтблата о жизненном театре – новое слово в науке. Ни один психолог, социолог, экономист и философ до него не размышлял так глубоко о жизненном театре и не пришёл к столь далеко идущим выводам. Мир устроен затейливо и изящно. Мы вырываем у природы её тайны самым разнообразным способом. Перед нами ещё один способ – жизненно-театральная культура. Когда заработает жизненно-театральная культура, сама природа проголосует за Рейтблата.

продолжение