Прикладные занятия по труду и технологии в современной школе

Современная система образования подразумевает наличие достаточного количества учебных часов, посвященных практическим занятиям, а также изучению прикладных методов работы с полученными знаниями. Ранее цикло-блочная образовательная система позволяла разделять учебный процесс на методические периоды, когда процесс делился на отдельные циклы с изучением соответствующих циклу методических материалов. Сегодня эта система может быть значительно расширена, если для обучения применять максимально доступны спектр практических занятий. Еще во времена Советского Союза учеников отправляли на производственную практику, где они под надзором мастеров могли ознакомиться с принципами работы со станками и другим производственным оборудованием. Эта методика может быть успешно применена и сегодня, но в виду постоянного улучшения технологических процессов на предприятиях должна быть доработана соответствующим образом.


Возьмем в качестве примера среднее предприятие по производству профилированного листа. На предприятии используется профилегибочный станок, который сам по себе представляет прикладной интерес для учеников, которые проходят в технологию в старших классах, но данные станки редко используются в качестве отдельных машин на большинстве современных предприятий, а встроены в производственную линию, которая кроме данного станка содержит в себе устройства для отрезки металла, устройства для подачи рулонного металла, системы автоматизированного управления, часто с технологиями удаленного доступа. Это усложняет процесс наглядной демонстрации принципов работы отдельно взятого оборудования. С другой стороны, нельзя просить предпринимателя, который готов предоставить свои мощности для проведения наглядных практических занятий, приостанавливать работу предприятия для более детального изучения отдельных технологических процессов. К тому же, демонтаж и монтаж оборудования будет негативно сказываться на амортизации и эксплуатационных качествах агрегатов и подвижных механизмов. Учитывая, что стоимость оборудования для профнастила достаточно велика, подобный вариант можно забыть.


Прекрасным способом изучения технологических процессов будет наглядная демонстрация принципов работы всей производственной линии, а также внеклассные занятия с технологами предприятия, которые могут не только объяснить принципы работы тех или иных агрегатов, но и предоставить технологическую документацию для теоретического обучения старшеклассников. С учетом того, что доступ к рабочим помещениям на большинстве предприятий закрыт, такой опыт может быть бесценным.