Противообледенительные устройства самолетов
При полете самолета в условиях обледенения плоскости, хвостовое оперение, стекла фонаря кабины экипажа, входные направляющие аппараты двигателей покрываются льдом. Это увеличивает полетную массу самолета, ухудшает аэродинамические качества и повышает вибрацию, что опасно для полета.
Для безопасности полетов в условиях обледенения на авиалайнеры устанавливают и применяют различные противообледенительные системы, в которых для удаления льда используют два источника тепла - воздушный и электрический.
Воздушный источник тепла представляет собой нагретый воздух, отбираемый от компрессоров авиадвигателей и передаваемый к местам использования по трубопроводам. Такой вид тепла по сравнению с электрическим имеет следующие преимущества:
- нет необходимости в специальном источнике тепла;
- сокращается расход электроэнергии.
Однако используемые для передачи тепла изолированные трубопроводы имеют большую массу, что негативно сказывается на различных характеристиках самолета (взлетная масса, скорость полета и т.д.).
У электрических источников тепла следующие достоинства:
- обогрев может осуществляться как в полете, так и на стоянке;
- для передачи тепла не требуется сложных систем;
- нагрев для экономии электроэнергии можно регулировать;
- можно использовать переменный ток нестабильной частоты, что упрощает систему электроснабжения обогревателей.
На самолетах применяют электротепловые и воздушно-тепловые противообледенительные системы: обогрева стекол фонаря кабины экипажа, предкрылков, стабилизатора, хвостового оперения, крыльев, входных направляющих аппаратов двигателей (ВНА), а на турбовинтовых двигателях - электротепловые противообледенительные системы обогрева винтов и их обтекателей.
Для обзора при полете в условиях обледенения, обогрев стекол фонаря кабины экипажа производят установленными электрообогреваемыми стеклами. Эти стекла конструктивно выполнены одинаково и отличаются только размерами площади и значениями потребляемой электрической мощности. Электрообогреваемые стекла состоят из наружного, среднего и внутреннего слоев.
На внутренней поверхности наружного стекла (толщиной 4 мм.) расположены шины, нанесена токопроводная пленка (нагревательный элемент) и установлены два терморезистора - рабочий и резервный. Наружное стекло приклеено к среднему бутварной пленкой, а к среднему стеклу (также бутварной пленкой) - внутреннее стекло. Наружное стекло не силовое и нагрузки от внутреннего давления не воспринимает. Среднее и внутреннее стекла силовые. Они несут нагрузку от внутреннего избыточного давления. Для предохранения стекла от трещин при перегревах, переключатель ППНГ-15К позволяет выбрать режим "Слабо" или "Сильно".
Источник: http://www.npmavia.ru/