Деревянные окна как символ от начала времен
С древних времен окна выполняли не только свои прямые обязанности – а именно пропускали свежий воздух и свет, но и являлись, в понимании предков, границей между безопасным внутренним миром дома и внешними угрозами. В дальнейшем это переросло в поверье, что окно является мостом между миром живых и мертвых. В христианстве такое представление реализовалось в убеждение, что через оконный проем устанавливается связь с Богом.
Арочные деревянные окна.
Производство компании «Арт-Стиль».
Так, например, князь Голицын в 1812 году во дворе своего дома в Санкт-Петербурге построил церковь во имя Святой Живоначальной Троицы с единственным окном, которое представляло собой круглое отверстие с изображением Всевидящего ока.
Окна и по сей день являются украшением зданий. Неслучайно слово «наличники» произошло от словосочетания «лицо дома», применяемого по отношению к оконным проемам.
Поэтому им придавалось огромное значение – из простых отверстий в стене, на зиму прикрываемых звериной шкурой, окна трансформировались в самые причудливые формы.
Деревянные окна появились за тысячу лет до нашей эры и представляли собой обычные ставни, которые вставлялись в проем в стене. Для того, чтобы такие деревянные накладки пропускали воздух и свет, в них проделывались щели и отверстия и даже вырезались ажурные узоры. Позже ставни стали распахивающимися, а в качестве петлей использовалась кожа.
В Древнем Риме изготовление деревянных окон уже было максимально приближено к современным технологиям. Так римляне первыми начали использовать горячую стеклянную массу, которая заливалась в рамы из размягченного дерева.
С развитием строительства и искусства обработки камня, широкое распространение получили полуциркулярные или всем известные арочные окна. Впоследствии им научились придавать самые причудливые формы. До наших дней дошли готические соборы, украшенные окнами в форме розы с изображением двенадцати знаков зодиака, символизирующими идеальное мироустройство. В качестве тем для украшения в тот период использовались библейские сюжеты.
Готический период, в целом внес огромный вклад в разнообразие форм и размеров оконных проемов. Окна этого периода удивляют как невероятно большими размерами, так и своей миниатюрностью. Впервые в те времена вместо стекол в рамы стали вставлять разноцветную мозаику с библейскими сюжетами, положив начало витражам.
Ренессанс, пришедший на смену готике снова поднял вопрос о функциональном назначении оконных конструкций, отдав предпочтение обычным прямоугольным формам и заложив основы современных стеклопакетов. Но роскошное баррокко вернулось к причудливым формам, и невероятным украшениям.
Часто оконные проемы украшали скульптурами богов, воинов, муз, как правило рассчитывая на их поддержку и благосклонность. В Санкт-Петербурге каждый арочный проем цирка Чинизелли украшают статуи муз Мельпомены, Эвтерпы и Эрато. А оконные проемы Зимнего дворца украшают шестнадцать непохожих друг на друга видов скульптурных украшений. Среди них есть и воины, античные богини и музы. Каждый рельеф хотя бы какой-нибудь мелкой деталью, но выделяются среди других, тем самым добиваясь ощущение многообразия внешнего убранства дворца.
И сегодня при строительстве зданий, архитекторы используют окна, как способ реализации самых смелых фантазий. Например, в Китае, в провинции Цзиньхуа, построен дом с 1000 окнами на 9 этажей. При этом на одну из комнат этого здания приходится 21 окно.
В Мехико есть дом обычной прямоугольной формы, но благодаря тому, что окна в нем расположены в небольшом углублении, и находятся плотно друг к другу, вместе образуя круг - дом внешне очень похож на огромную стиральную машину.