11 окт 12:10Досуг

Эдинбургский замок: Призраки великой Шотландии

Эдинбургский замок — один из самых древних памятников архитектуры на Британских островах и, безусловно, главная достопримечательность шотландской столицы. Он расположен на высокой замковой скале и словно парит над горной страной, охраняя её покой.

Замок стоит на скале, которая является ни много ни мало остатками огромного вулкана, потухшего около 350000 лет назад. Одним концом в него упирается Королевская миля — главная улица Старого города, ведущая к правительственному дворцу Холирудхаус.

Эдинбургский замок: Призраки великой Шотландии


Институт благородных девиц

Люди строили укрепления на Замковой скале с незапамятных времён. По свидетельствам средневековых валлийских и шотландских хронистов, там существовало укреплённое поселение ещё за 1000 лет до нашей эры. Упоминает о некоем северном городе в горах и Птолемей. В его описании можно при желании углядеть древний Эдинбург. Римлянам это поселение было известно как Алауна (буквально — «горная крепость»).

Сами шотландцы в Средние века склонны были верить «Изначальным хроникам». К сожалению, они дошли до нас только в позднейших списках и об их достоверности судить трудно. Тем не менее, в них содержится текст Гальфрида Монмутского, в котором говорится о легендарном короле бриттов Эбравке. Он якобы жил около 1100 года до н.э. и построил несколько сильных замков. В том числе и «Кастелл Пэлларум», или Замок Девственниц. Кстати, именно так называли Эдинбургскую цитадель до конца 16-го века. По преданию, вожди бриттов содержали в этой крепости своих отпрысков женского пола. Здесь девушки получали соответствующее воспитание, а заодно были избавлены от малейших поползновений нежелательных ухажёров.

В следующий раз Эдинбургский замок всплывает в письменных источниках уже в 600 году. В бриттском эпосе говорится о некоем Дин Эйдине — укреплённом поселении, из которого на битву с англами отправился король Гододдин со своей дружиной. Однако этот эпос тоже был записан гораздо позднее, и достоверность его сомнительна.

Если же прислушаться к мнению археологов, то, скорее всего, прав был Птолемей, который считал, что небольшое укреплённое поселение на Замковой скале существовало начиная с 1-го века.

Короли приходят и уходят

Так или иначе, но в 1093 году Эдинбургский замок уже существовал если не в современном виде, то на такой же площади. Об этом повествует Иоанн Фордунский в «Хронике шотландской нации». Этот источник считается подлинным, а Эдинбургский замок упоминается в контексте борьбы вдовы короля Шотландии Малькольма III, Маргариты, с братом покойного. В 1093 году Дональд Бэйн осадил в замке Маргариту, её детей и немногих преданных придворных. Он рассчитывал истребить несовершеннолетних наследников и завладеть троном, но племянники бежали из замка, воспользовавшись потайным ходом.

Отметим, что при Малькольме столицей Шотландии был Данфермлайн, но уже его старший сын Давид I перенёс свою резиденцию в Эдинбург — как говорили, в память о чудесном спасении. Произошло это предположительно в 1124 году. В 1140 году здесь впервые прошло заседание шотландского парламента. Примерно в эти годы началось создание Эдинбургского замка в таком виде, в каком он дошёл до нас. Первыми каменными строениями стали часовня Святой Маргариты и церковь Девы Марии. Остальные сооружения сначала были деревянными.

Первоначально укрепления на скале не строили — она настолько хорошо защищена естественными преградами, что в фортификационных сооружениях не нуждалась. С трёх сторон скалы вообще неприступны (а с севера под обрывом вообще находилось озеро Hop-Лох, осушённое в 18-м веке при строительстве нового города), и лишь с востока к замку вела длинная, узкая и неудобная тропа. Попасть на неё можно только через отлично простреливаемую эспланаду.
Каждый новый владелец что-нибудь достраивал, ремонтировал или переделывал на свой вкус, так что теперь получить представление о том, как выглядел Эдинбургский замок в тот или иной момент истории, совсем не просто. Тем более что он находился в самом эпицентре войны Англии и Шотландии за независимость последней. Так, например, шотландский король Роберт Брюс в 1314 году, отвоевав цитадель, приказал срыть все укрепления «под корень» — он поступал так с каждой крепостью, чтобы лишить англичан опорных пунктов.

В. 1367 году другой шотландский король, Давид II, опять сделал Эдинбургский замок своей резиденцией.

Каминный зал замка. Вдоль стен выставлены старинные доспехи и оружие шотландских воинов после чего там началось масштабное строительство. Стены, что видно по частично сохранившейся кладке того времени, достигали четырёх метров толщины у основания и словно вырастали из скалы. Была возведена исполинская башня 30-метровой высоты. Достроена она была после смерти Давида и получила его имя. Тогда же были оборудованы ворота с подъёмным мостом, домик верховного шерифа Шотландии и дворец констебля.

В 1434 году появились Большая палата королей, перестроенная впоследствии несколько раз, оружейные мастерские. Дошедший до нас в более или менее сохранном виде Большой зал был построен в 1511 году при короле Якове. К сожалению, ради расширения королевских покоев он приказал разобрать церковь Девы Марии.

Постепенно вершина скалы оказалась довольно плотно застроена, и, чтобы построить что-то своё, приходилось сносить или разбирать более древнюю постройку. Стены вообще превратились со временем в слоёный пирог, так что понять, к какому периоду относится тот или иной фрагмент, не всегда удаётся. Тем более что в начале 17-го века Эдинбургский замок утратил статус королевской резиденции окончательно: сначала был построен более современный и благоустроенный Холирудский дворец, а потом Шотландия и вовсе была присоединена к Англии.

Замок не раз перестраивался в чисто утилитарных целях: под функции арсенала, тюрьмы, базы городского гарнизона. В 1574-1578 годах замок пережил глубокую реконструкцию, чтобы соответствовать более современным военным требованиям. Были усилены перекрытия, часть стен демонтировали и вместо них пристроили артиллерийский бастион, названный Батарея-полумесяц (на месте башни Давида). Ещё одну реконструкцию затеяли при Оливере Кромвеле. В Большом зале устроили трёхэтажные казармы, чем окончательно погубили интерьер. В стенах пробили бойницы, устроили пороховые склады.

Но постепенно цитадель оказалась на задворках активной жизни. Минуло время осад и штурмов, и в 1822 году Георг IV оказался первым монархом за 189 лет, по доброй воле посетившим Эдинбургский замок. Шотландия вообще стала медвежьим углом, пока Вальтер Скотт своими романами не разжёг интерес ко всему шотландскому.

Неприступный, но невезучий

Об Эдинбургском замке принято было говорить, что он совершенно неприступен. И при этом гораздо чаще его удавалось взять осаждавшим, чем удержать осаждённым. Как говорят шотландцы, нападавшим просто везло.

Например, в 1186 году Генрих II Английский потратил на осаду всего три дня и заполучил цитадель вместе с засевшим в ней Вильгельмом Шотландским. Правда, позже Генрих вернул замок Вильгельму в качестве приданого за свою дочь.

В 1296 году Эдинбургский замок не устоял перед армией Эдуарда I Длинноногого. Почти неделю крепость обстреливали из требушетов и катапульт, в результате чего она капитулировала. В 1314 году шотландцы под командованием Уильяма Френсиса вернули себе замок: всего тридцать пикинёров взобрались по «неприступной» северной стене, застали стражу врасплох и перебили гарнизон. В 1335 году англичане вновь взяли Эдинбург и восстановили разрушенные укрепления, но уже через шесть лет шотландцы обманом вернули себе крепость.

Вскоре последовал долгий период смуты в шотландской истории. Эдинбургский замок часто оказывался ареной битв, интриг и предательства. Очень быстро он обзавёлся новыми призраками, которые по сей день составляют компанию покойной ролеве Маргарите.

В 1437 году коннетабль замка Уильям Крейтон пригласил в гости молодых графов Дугласов — представителей самой влиятельной семьи Шотландии.
В 1567 году в стенах Эдинбургского замка разыгралась ещё одна запутанная интрига. Королева Мария Стюарт, всего год назад родившая наследника — будущего короля Шотландии и Англии Якова I, была отстранена от власти группой придворных и заточена в цитадели. Она отреклась от шотландского престола в пользу сына, а сама бежала с помощью верного человека — коннетабля замка Уильяма Киркалди.

Впрочем, Мария не отказалась от влияния на дела Шотландии, и Киркалди в апреле 1571 года захватил замок. Его тут же взяли в плотную осаду, но ресурсов у мятежников хватало, а все робкие попытки штурмов они отбивали. Два года тянулись бесконечные артиллерийские дуэли, перемирия, вылазки и штурмы. В конце концов, у Киркалди в строю осталось только семь канониров на 30 орудий и почти закончились заряды. В это время к осаждающим подошла помощь из Англии — около 1000 солдат и 40 орудий.

За 12 дней по замку было выпущено 3000 снарядов, почти разрушена южная стена, снесены внешние укрепления, завалены колодцы. Киркалди пришлось сдаться, а с тех пор в замке появился ещё один призрак: безголовый барабанщик, происхождение которого до конца непонятно.

Участвовал Эдинбургский замок и в гражданской войне, и в попытках добиться реставрации династии Стюартов на английском престоле. Однако значение его укреплений падало вместе с ростом мощи артиллерии. Постепенно он стал в большей степени использоваться как тюрьма. Но в 1811 году произошёл массовый побег, и тюрьму перенесли. Эдинбургский замок стал национальным памятником, хотя до 1923 года там и стоял английский гарнизон. Последний раз крепость была использована военными в годы Второй мировой войны, когда в ней располагалась тюрьма для пленных лётчиков люфтваффе.