14 сен 00:24Досуг
Ужасное ремесло доктора Рюйша
Начнём с отрывка из указа Петра Первого об открытии Кунсткамеры (1718 год). «Таят невежды (уродов), чая что такие уроды родятся от действия дьявольского чрез ведовство и порчу, чему быть не возможно; ибо един Творец всея твари Бог, а не дьявол, которому ни над каким созданием власти нет, но от повреждения внутреннего, также от страха и мнения матернего во бремени, как тому многие есть примеры».
Как видим, задумывал просвещённый государь Кунсткамеру не только как собрание редкостей, но и как учреждение своего рода научно-популярное. А привели мы этот небольшой фрагмент из довольно-таки обширного указа потому, что он напрямую связан с главным персонажем (назвать его «героем» язык не поворачивается) нашей статьи. Итак…
Знал ли Рюйш, что этот выбор предопределит его первые шаги по лестнице кошмаров? Едва ли даже догадывался. Он оказался способным и вскоре скопил денег на собственный аптечный магазин. Но этого для честолюбивого юноши было мало. Он упорно продолжал учиться, получил диплом врача, начал преподавать. А вскоре случились два события, которые лучше бы не происходили. Первое — Фредерик Рюйш стал профессором анатомии, второе — он был назначен судебным медиком. Так джинн вылетел из бутылки.
Сказано — сделано. Используя свои судебные связи, Рюйш добился того, что к нему в кабинет доставляли некоторых приговорённых к смерти преступников (если процесс не слишком громкий). В самом деле, не всё ли равно преступнику, как и где его умертвят? Столько зла натворил, пусть хоть науке послужит напоследок.
Рюйш поступал гуманно — никаких сверкающих лезвий, скрежещущих орудий пыток и прочего устрашающего антуража. Инъекции, только инъекции (правда, смертельные, но вполне научно обоснованные)! Он изобрёл способ вводить в кровеносные сосуды приговорённого окрашивающий раствор. Таким образом анатом и первооткрыватель обнаруживал неведомые прежде разветвления сосудов внутренних органов.
Фрау Ильза Кох, жена коменданта концлагеря Бухенвалъд, любила абажуры из человеческой кожи. Она лично отбирала узников с интересными, по её мнению, татуировками и следила, чтобы кожу с трупов снимали аккуратно.
Когда «подопытный кролик» умирал, профессор вымачивал препараты в специальной жидкости, чтобы избавиться от соединительной ткани, и получал гроздья кровеносных сосудов, наполненные отвердевающим красящим составом. Он работал настолько скрупулёзно, что ухитрялся наполнять своим раствором даже тончайшие артерии слуховых косточек!
Так вот, вернёмся к художественному вкусу нашего доктора. В его «музее» находились многочисленные образцы, выполненные с большим тщанием и высоким уровнем занимательности. Например, препараты детских ножек и ручек снабжались тонкими батистовыми платочками и кружевными манжетами — как приятно и естественно! Просто гламур! Отдельные образцы человеческих зародышей украшались бисерными браслетами, веночками, крошечными свечами. В маленьких гробиках лежали забальзамированные тела детей в кружевных одеяниях, декорированных бусами и цветами.
Домашний «музей» Рюйша разрастался и занимал уже пять комнат. Любимый экспонат коллекции, комплектуемой «великим учёным» с упорством маньяка, занимал почётное место и назывался «Ножка ребёнка со скорпионом». Он представлял собой именно это. Отчленённая ножка детского трупа в банке с каким-то консервирующим раствором (надо думать, ноу-хау нашего эстета), украшенная сверху букетиком цветов. А снизу в стопу впился огромный чёрный скорпион. Очевидно, доктор Рюйш не только детей препарировал…
Заботился учёный доктор и о назидательности своих экспонатов. На небольших постаментах стояли в самых причудливых позах скелеты человеческих зародышей на разных стадиях развития. Сопутствующие латинские изречения трактовали о бренности жизни, страданиях и скорби, быстротечности времени… Но не забывал сей «философ» и о сугубо утилитарных аспектах. Каждый скелет из его аллегорических композиций был подробнейшим образом описан в «прилагаемой документации».
«Пиар-ход» Рюйша сработал: царь Пётр настолько восхитился его искусством, что провёл в музее не один день, а потом купил всю коллекцию за баснословную по тем временам сум — Адриан му — 30 тысяч гульденов. Эта коллекция, составившая впоследствии основу Кунсткамеры Петра, хранилась первоначально в Летнем дворце Петра I. А для публичного обозрения Кунсткамера была открыта в конце 1718 года в доме, конфискованном у попавшего в немилость вельможи А.В. Кикина. 10 лет спустя экспозиция переехала в новый дом с башней. Там и сейчас находится бывшая Кунсткамера, только называется она теперь иначе — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.
Как видим, задумывал просвещённый государь Кунсткамеру не только как собрание редкостей, но и как учреждение своего рода научно-популярное. А привели мы этот небольшой фрагмент из довольно-таки обширного указа потому, что он напрямую связан с главным персонажем (назвать его «героем» язык не поворачивается) нашей статьи. Итак…
Джинн выпущен из бутылки
Звали его Фредерик Рюйш (в российских источниках есть разногласия в написании имени: Рюэш, Рюйеш или Рюйш). Родился он в Голландии в 1638 году в не слишком зажиточной, но весьма почтенной семье. Поначалу ничто в биографии Фредерика не предвещало столь странных и зловещих занятий, которым он посвятил себя позднее. Всё шло обыкновенно для юноши его возраста и общественного положения. Когда Фредерику исполнилось 16 лет, умер его отец, оставив мать с шестерыми детьми. Нужно было срочно за что-то браться, и Фредерик поступил в ученики к аптекарю.Знал ли Рюйш, что этот выбор предопределит его первые шаги по лестнице кошмаров? Едва ли даже догадывался. Он оказался способным и вскоре скопил денег на собственный аптечный магазин. Но этого для честолюбивого юноши было мало. Он упорно продолжал учиться, получил диплом врача, начал преподавать. А вскоре случились два события, которые лучше бы не происходили. Первое — Фредерик Рюйш стал профессором анатомии, второе — он был назначен судебным медиком. Так джинн вылетел из бутылки.
«Удав» и «кролики»
Как судебный медик Рюйш имел доступ к неопознанным телам жертв преступлений, а как анатом — любил изготавливать препараты человеческих органов. Но этой деятельности ему уже не хватало. Он мечтал о большем. Хотя Фредерик и похвалялся тем, что его препараты становятся всё лучше и приобретают естественный оттенок, все же с ходом времени они теряли вид. Впрочем, свои рецепты бальзамирования анатом держал в тайне. Если кто и был посвящён в неё, это только его сын Генрих и дочь Рахель. Но Генрих умер прежде отца, а Рахель если что и знала, хранила молчание. Однако не в этом суть. Труп есть труп, что с него возьмёшь? Другое дело — «поработать» с живым человеком. Вот тут можно достичь настоящего успеха!Сказано — сделано. Используя свои судебные связи, Рюйш добился того, что к нему в кабинет доставляли некоторых приговорённых к смерти преступников (если процесс не слишком громкий). В самом деле, не всё ли равно преступнику, как и где его умертвят? Столько зла натворил, пусть хоть науке послужит напоследок.
Рюйш поступал гуманно — никаких сверкающих лезвий, скрежещущих орудий пыток и прочего устрашающего антуража. Инъекции, только инъекции (правда, смертельные, но вполне научно обоснованные)! Он изобрёл способ вводить в кровеносные сосуды приговорённого окрашивающий раствор. Таким образом анатом и первооткрыватель обнаруживал неведомые прежде разветвления сосудов внутренних органов.
Фрау Ильза Кох, жена коменданта концлагеря Бухенвалъд, любила абажуры из человеческой кожи. Она лично отбирала узников с интересными, по её мнению, татуировками и следила, чтобы кожу с трупов снимали аккуратно.
Когда «подопытный кролик» умирал, профессор вымачивал препараты в специальной жидкости, чтобы избавиться от соединительной ткани, и получал гроздья кровеносных сосудов, наполненные отвердевающим красящим составом. Он работал настолько скрупулёзно, что ухитрялся наполнять своим раствором даже тончайшие артерии слуховых косточек!
Непревзойдённый художник смерти
Однако мы были бы несправедливы к доктору Рюйшу, если бы назвали его только «исследователем». О нет, он был художник, поэт своего дела! В его кабинете, приспособленном под «музей», год от года накапливались трофеи его ужасного искусства. Особенно обожал «великий учёный» расчленять и препарировать младенцев и беременных женщин. Где он их доставал — вопрос особый и до конца не проясненный. Но ведь торговля детьми во все времена — бизнес прибыльный и удивления как факт не вызывающий, а несчастными женщинами, оказавшимися в отчаянной ситуации, — тем более. А уж что там сделает с «товаром» покупатель, продавца интересует меньше всего.Так вот, вернёмся к художественному вкусу нашего доктора. В его «музее» находились многочисленные образцы, выполненные с большим тщанием и высоким уровнем занимательности. Например, препараты детских ножек и ручек снабжались тонкими батистовыми платочками и кружевными манжетами — как приятно и естественно! Просто гламур! Отдельные образцы человеческих зародышей украшались бисерными браслетами, веночками, крошечными свечами. В маленьких гробиках лежали забальзамированные тела детей в кружевных одеяниях, декорированных бусами и цветами.
Домашний «музей» Рюйша разрастался и занимал уже пять комнат. Любимый экспонат коллекции, комплектуемой «великим учёным» с упорством маньяка, занимал почётное место и назывался «Ножка ребёнка со скорпионом». Он представлял собой именно это. Отчленённая ножка детского трупа в банке с каким-то консервирующим раствором (надо думать, ноу-хау нашего эстета), украшенная сверху букетиком цветов. А снизу в стопу впился огромный чёрный скорпион. Очевидно, доктор Рюйш не только детей препарировал…
Заботился учёный доктор и о назидательности своих экспонатов. На небольших постаментах стояли в самых причудливых позах скелеты человеческих зародышей на разных стадиях развития. Сопутствующие латинские изречения трактовали о бренности жизни, страданиях и скорби, быстротечности времени… Но не забывал сей «философ» и о сугубо утилитарных аспектах. Каждый скелет из его аллегорических композиций был подробнейшим образом описан в «прилагаемой документации».
Искушение царя Петра
Пришла пора вернуться к тому, с чего мы, собственно, и начали, — к истории знакомства Фредерика Рюйша с неистовым российским императором. Пётр Первый прибыл в Амстердам в 1698 году. К тому времени он усиленно интересовался анатомией (в частности, несколько раз присутствовал на — вскрытиях в Московском анатомическом театре, где научился «методически разлагать человеческие тела» и даже производить несложные хирургические операции). Понятно, что дошедшие до него известия о Рюйше и его «домашнем музее» взволновали императора. Пётр Первый лично явился к амстердамскому анатому и попросил разрешения осмотреть его коллекцию. В ответ Рюйш протянул Петру… ребёнка. Царь улыбнулся и этого ребёнка поцеловал. Пётр ошибся, приняв младенца за живого, — то был искусно забальзамированный труп.«Пиар-ход» Рюйша сработал: царь Пётр настолько восхитился его искусством, что провёл в музее не один день, а потом купил всю коллекцию за баснословную по тем временам сум — Адриан му — 30 тысяч гульденов. Эта коллекция, составившая впоследствии основу Кунсткамеры Петра, хранилась первоначально в Летнем дворце Петра I. А для публичного обозрения Кунсткамера была открыта в конце 1718 года в доме, конфискованном у попавшего в немилость вельможи А.В. Кикина. 10 лет спустя экспозиция переехала в новый дом с башней. Там и сейчас находится бывшая Кунсткамера, только называется она теперь иначе — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.
Крах операции «Вторая коллекция»
Ну а что же Фредерик Рюйш? Серьёзно поправив таким образом пошатнувшееся было финансовое благополучие, он вернулся к излюбленным некрофильским художественным занятиям, составляя новую коллекцию. Её каталог он издал в 1724 году с посвящением Петру Первому в надежде, что царь и её купит. Но Пётр вскоре умер. Тогда Рюйш переиздал каталог уже с посвящением Парижской академии наук. Снова сорвалось — французские академики с ужасом и отвращением отшатнулись, ведь слава о «методах» Рюйша гремела по всей Европе, хотя прямых доказательств и не было. Умер Фредерик Рюйш в 1731 году в возрасте 92 лет. После его смерти коллекция была распродана с аукционов по частям и рассеялась по миру. Так что первая коллекция, купленная Петром, — фактически всё что осталось. Любой праздный зевака с крепкими нервами и сегодня может созерцать её в музее антропологии и этнографии. Научная ценность её равна нулю, иначе коллекция хранилась бы не в витринах на потеху публике, а в специальных институтах. Но зевакам наука и ни к чему, равно как ни к чему им задумываться о том, каким кошмаром было оплачено щекочущее нервы развлечение.
Лента новостей
Популярные статьи