10 сен 12:37Досуг
Бесермяне: Потомки заплутавших легионеров
Бесермяне — малочисленный финно-угорский народ, проживающий на северо-западе Удмуртии и в сопредельных районах Кировской области. По переписи 2010 года их насчиталось чуть более двух тысяч. А в начале 20-го века было больше 1000. Но всё же вопреки всем бедам, обрушившимся на них наравне со всеми другими большими и малыми народами России в минувшее столетие, они сохранили свою самобытность, культуру, обычаи…
[/center]
Как же могло случиться, что в 20-го веке целый народ взял да и исчез с лица земли? Вроде бы никто не шёл на него войной, не травил газами, не морил голодом. Но, оказывается, и не было необходимости применять столь радикальные средства. Властям предержащим достаточно было дать команду паспортистам записывать в пятой графе бесермян удмуртами либо татарами. И всё — нет народа! Фёдор Невоструев сохранил свою национальность, скорее всего, из-за оплошности политически неграмотной паспортистки. То ли до этого паспортного стола не дошли вышестоящие распоряжения, то ли сыграло свою роль предъявленное Фёдором дореволюционное свидетельство о рождении с соответствующими данными о родителях.
Как бы то ни было, а вскоре о последнем из бесермян пронюхали вездесущие газетчики. Публикации о нём появились в некоторых периодических изданиях, несмотря на тогдашнюю жёсткую партийную цензуру (опять же, цензоры проявили политическую близорукость), и Невоструев стал местной знаменитостью. Сам он был крайне поражён тем, что официально стал единственным бесермянином. Ведь на северо-западе Удмуртии по-прежнему существовало село, в котором он вырос и в котором жили его дальние родственники. И все они оставались бесермянами, невзирая на пятую графу (да и паспортов-то у многих не было), сохраняя свои обычаи и самобытную культуру.
Желая восстановить справедливость, Фёдор начал писать письма в разные инстанции: партийные и государственные органы, академию наук и т.п. Но все его потуги разбивались о мощную бюрократическую плотину. Бесермян как народа в СССР не было. Пробить эту стену молчания удалось только в годы перестройки Обществу бесермянского народа и его председателю Валерьяну Сабрекову. На основ научных материалов, представленнь Удмуртским институтом истории, языка литературы, Госкомитет по делам национальностей РСФСР в 1991 году дал положительное заключение, а Президиум Bepxoвного Совета и Совмин Удмуртии принял постановление «О восстановлении исторческого имени бесермянского народа».
Бесермяне — народ православный. Хотя на некоторые обряды они приглашают мулл а в их других обрядах и обычаях прослеживается связь с языческими верованиями удмуртов и других окрестных народов.
Большинство учёных настаивают на удмуртском происхождении бесермян. Основной довод — тот, что говорят они на наречии, близком к южным говорам удмуртского языка (хотя живут на севере Удмуртии, в районе города Глазова). Некоторые краеведы, в частности В.Ф. Сабреков, считают бесермян потомками хазар, переселившихся после разгрома каганата князем Святославом в Волжскую Булгарию.
В список малочисленных коренных народов России, помимо бесермян, входят ещё 46 народностей. Численность их колеблется от нескольких десятков (алюторцы) до нескольких десятков тысяч (абазины) человек.
А самая экстравагантная и романтичная версия гласит о том, что предками бесермян были легионеры Александра Македонского, заплутавшие в отрогах Памира и отбившиеся от своих. Ни одна из гипотез не имеет строгого научного подтверждения, стало быть, право на жизнь имеют все.
Одежда является своеобразным паспортом бесермянина и особенно бесермянки. По её отдельным элементам, в частности по вышивке, можно определить возраст, социальный статус, материальное положение — и даже, например, из какой деревни и в какую была выдана замуж женщина. Преобладает в основном красный цвет. И по сезону одежда отличается: зимняя — в клеточку, а летняя — в полоску.
Летняя праздничная женская одежда состоит из рубашки, очень нарядной, с разукрашенным поясом, рукавами и особо украшенным нагрудником. На эту рубашку надевают зыбын, напоминающий фартук, песочного цвета с украшением на подоле и груди. Затем — фартук белого цвета, ярко, нарядно выщитый. А голову женщины венчал красивый платок, надеваемый по-татарски на шапку кашпу.
Для женского костюма характерно обилие нагрудных украшений: шейных, чересплечных. Женщины носили множество украшений из раковин каури, коралла, бисера и монет, браслеты и кольца. Девичьи головки украшала небольшая остроконечная шапочка с нашитыми раковинами каури, монетами и бисером. Мужская одежда менее своеобразна и схожа с той, что носили удмурты и русские в той местности.
Почитают культ предков — вожо, особенно во время Святок, когда в деревнях от дома к дому ходят ряженые и собирают подношения от хозяев. У бесермян есть особо почитаемые места молений — священные рощи, родники, деревья. Именно здесь устраивали Корбан — моление о дожде, сопровождающееся жертвоприношениями животных. Одним из.самых любимых был Акаяшка — весенний праздник плуга. И разумеется, развит особый свадебный ритуал (сватовство, приготовление и осмотр приданого, пиры в доме жениха и невесты, одаривание и трудовые испытания молодых, послесвадебные визиты и т.д.). Причём при сватовстве парень крал девушку и прятал в амбар. После этого родственники считали её помолвленной, уже не своей. После играли свадьбу.
Каждая поёт о своём, но не о том, что видит, а о том, что чувствует, что внутри. Поют, по сути, без слов. Это своеобразная звукопись, бессмысленный для постороннего набор звуков, слогов… Каждая ведёт свою партию, подчиняющуюся общему напеву. Получается изумительное многоголосие. Мелодия не меняется сотни лет, а содержание каждый раз новое. Петь крезь учатся всю жизнь. Бесермяне считают, что прежде чем петь о жизни, надо её прожить.[center]
Последний из бесермян
В 30-е годы прошлого столетия в Советском Союзе проводилась перепись населения. В один прекрасный день переписчики пришли к жителю Ленинграда Фёдору Невоструеву. На вопрос о национальности он честно ответил: «Бесермянин я». И предъявил опешившим посетителям соответствующую пятую графу в паспорте. Ничего не поделаешь, пришлось записать Невоструева бесермянином. А потом выяснилось, что он остался единственным представителем этого малого народа на всей шестой части планеты.[/center]
Как же могло случиться, что в 20-го веке целый народ взял да и исчез с лица земли? Вроде бы никто не шёл на него войной, не травил газами, не морил голодом. Но, оказывается, и не было необходимости применять столь радикальные средства. Властям предержащим достаточно было дать команду паспортистам записывать в пятой графе бесермян удмуртами либо татарами. И всё — нет народа! Фёдор Невоструев сохранил свою национальность, скорее всего, из-за оплошности политически неграмотной паспортистки. То ли до этого паспортного стола не дошли вышестоящие распоряжения, то ли сыграло свою роль предъявленное Фёдором дореволюционное свидетельство о рождении с соответствующими данными о родителях.
Как бы то ни было, а вскоре о последнем из бесермян пронюхали вездесущие газетчики. Публикации о нём появились в некоторых периодических изданиях, несмотря на тогдашнюю жёсткую партийную цензуру (опять же, цензоры проявили политическую близорукость), и Невоструев стал местной знаменитостью. Сам он был крайне поражён тем, что официально стал единственным бесермянином. Ведь на северо-западе Удмуртии по-прежнему существовало село, в котором он вырос и в котором жили его дальние родственники. И все они оставались бесермянами, невзирая на пятую графу (да и паспортов-то у многих не было), сохраняя свои обычаи и самобытную культуру.
Желая восстановить справедливость, Фёдор начал писать письма в разные инстанции: партийные и государственные органы, академию наук и т.п. Но все его потуги разбивались о мощную бюрократическую плотину. Бесермян как народа в СССР не было. Пробить эту стену молчания удалось только в годы перестройки Обществу бесермянского народа и его председателю Валерьяну Сабрекову. На основ научных материалов, представленнь Удмуртским институтом истории, языка литературы, Госкомитет по делам национальностей РСФСР в 1991 году дал положительное заключение, а Президиум Bepxoвного Совета и Совмин Удмуртии принял постановление «О восстановлении исторческого имени бесермянского народа».
Откуда взялись бесермяне?
Бесермяне — народ загадочный. Уче ные до сих пор ведут споры о том, откуд они взялись в вятских пределах. Басур манами на Руси называли иноверцеЕ и прежде всего приверженцев исламе мусульман. В русских источниках 14-15 веков так обозначалась часть населения Волжской Булгарии и Казанского ханства По одной из гипотез, бесермяне раньше жили в Заказанье, в районе города Арска, откуда переселились вверх по Вятке, низовья Чепцы, спасаясь от феодально) усобицы в Золотой Орде, набегов рус ских ушкуйников и князей и нашествие Тамерлана. И вероятно, самоназвание — бесерман — было ими перенято от соседей-тюрок ещё в период проживания е Заказанье. Но в то же время нет никаких этнографических и исторических оснований предполагать, что их предки в массовом порядке исповедовали ислам.Бесермяне — народ православный. Хотя на некоторые обряды они приглашают мулл а в их других обрядах и обычаях прослеживается связь с языческими верованиями удмуртов и других окрестных народов.
Большинство учёных настаивают на удмуртском происхождении бесермян. Основной довод — тот, что говорят они на наречии, близком к южным говорам удмуртского языка (хотя живут на севере Удмуртии, в районе города Глазова). Некоторые краеведы, в частности В.Ф. Сабреков, считают бесермян потомками хазар, переселившихся после разгрома каганата князем Святославом в Волжскую Булгарию.
В список малочисленных коренных народов России, помимо бесермян, входят ещё 46 народностей. Численность их колеблется от нескольких десятков (алюторцы) до нескольких десятков тысяч (абазины) человек.
А самая экстравагантная и романтичная версия гласит о том, что предками бесермян были легионеры Александра Македонского, заплутавшие в отрогах Памира и отбившиеся от своих. Ни одна из гипотез не имеет строгого научного подтверждения, стало быть, право на жизнь имеют все.
«Бесерменнать…»
Бесермяне отличаются от соседей-удмуртов более «восточными» внешностью и характером. Они черноволосы, ниже ростом. Но главное отличие — в одежде. И дело даже не в пристрастии к ракушкам каури и бисеру из кораллов, добытых со дна Красного моря, нашитым на старинных женских головных уборах. Если женщина ярко оделась, про неё даже в удмуртской деревне говорят: «Бесерменнать…», что означает «как бесермянка».Одежда является своеобразным паспортом бесермянина и особенно бесермянки. По её отдельным элементам, в частности по вышивке, можно определить возраст, социальный статус, материальное положение — и даже, например, из какой деревни и в какую была выдана замуж женщина. Преобладает в основном красный цвет. И по сезону одежда отличается: зимняя — в клеточку, а летняя — в полоску.
Летняя праздничная женская одежда состоит из рубашки, очень нарядной, с разукрашенным поясом, рукавами и особо украшенным нагрудником. На эту рубашку надевают зыбын, напоминающий фартук, песочного цвета с украшением на подоле и груди. Затем — фартук белого цвета, ярко, нарядно выщитый. А голову женщины венчал красивый платок, надеваемый по-татарски на шапку кашпу.
Для женского костюма характерно обилие нагрудных украшений: шейных, чересплечных. Женщины носили множество украшений из раковин каури, коралла, бисера и монет, браслеты и кольца. Девичьи головки украшала небольшая остроконечная шапочка с нашитыми раковинами каури, монетами и бисером. Мужская одежда менее своеобразна и схожа с той, что носили удмурты и русские в той местности.
Не сердите Щушет-Ка
Бесермяне — православные. Но это не мешает им приглашать мулл из татарских деревень на первый выгон скота. У них сохраняются многие семейно-родовые культы, в частности почитание воршудов, под которыми понимались как сам род, так и его священные реликвии, и божества-покровители рода или семей, входящих в него, и совокупность родовых представлений и обрядов. Они поклоняются языческим богам во главе с Инмаром (верховное божество и у удмуртов). Есть Корка-Кузё, хозяин дома. Ему обязательно оставляют хлеб на столе. В подполье живёт Щушет-Ка, хозяйка подполья. Это страшная богиня, забирающая маленьких детей. Не дай бог эта Щушет-Ка будет обижена или оскорблена — наступит жестокая кара. В общем, в доме нельзя ругаться, поднимать голос, гневаться… как говорится, бесермянин живёт в постоянном страхе божьем.Почитают культ предков — вожо, особенно во время Святок, когда в деревнях от дома к дому ходят ряженые и собирают подношения от хозяев. У бесермян есть особо почитаемые места молений — священные рощи, родники, деревья. Именно здесь устраивали Корбан — моление о дожде, сопровождающееся жертвоприношениями животных. Одним из.самых любимых был Акаяшка — весенний праздник плуга. И разумеется, развит особый свадебный ритуал (сватовство, приготовление и осмотр приданого, пиры в доме жениха и невесты, одаривание и трудовые испытания молодых, послесвадебные визиты и т.д.). Причём при сватовстве парень крал девушку и прятал в амбар. После этого родственники считали её помолвленной, уже не своей. После играли свадьбу.
Старинное волшебство крези
Но, пожалуй, главное, что отличает бесермян от других народов, — это крезь, особый стиль пения. Существуют самые разные напевы крези: свадебные, трудовые, праздничные, связанные с проводами в армию и та Крезь совершенно не похожа на песню акына: тот поёт о том, что видит, а бесермянин поёт о том, что у него на душе. На каждый случай — свой особый напев, не меняющийся со времён глубокой древности. По мелодии, которую выводят женщины, можно безошибочно определить, по какому поводу они собрались. А вот переводить крезь бесполезно.Каждая поёт о своём, но не о том, что видит, а о том, что чувствует, что внутри. Поют, по сути, без слов. Это своеобразная звукопись, бессмысленный для постороннего набор звуков, слогов… Каждая ведёт свою партию, подчиняющуюся общему напеву. Получается изумительное многоголосие. Мелодия не меняется сотни лет, а содержание каждый раз новое. Петь крезь учатся всю жизнь. Бесермяне считают, что прежде чем петь о жизни, надо её прожить.[center]
Лента новостей
Популярные статьи