12 авг 23:42Досуг

Ашанти: Братство золотого трона

В своих стихах, воспевающих «бремя белого человека», Редьярд Киплинг рассказывал о славных подвигах британцев, которые вторгаются в земли, заселённые дикарями, и приобщают их к европейской цивилизации, неся эту самую цивилизацию на кончиках своих штыков. Но не всегда это приобщение для британцев проходило гладко. Наверное, своего рода рекордсменом стал союз западноафриканских племён ашанти, проживающих сейчас на территории Ганы.

«Объединившиеся для воины»

Предки ашанти в древности жили в африканской саванне к северу от лесного пояса в междуречье рек Чёрная Вольта и Комоэ. Постепенно эти племена мигрировали на юг, где росли леса. Там к 17-му веку и сформировалось три главных образования: Денчьира на западе, Акваму на востоке и Акчем в центре. Победа Денчьира над более давним образованием Аданси в начале 17-му века привела в движение массы людей, значительная часть которых переселилась в страну Амансе в районе озера Босомчви. В Амансе находился город Асантемансо, откуда, по преданию, произошли все ашанти. Сейчас крошечная деревушка Асантемансо является священным местом для ашанти. Вторая половина 17-го века стала временем миграций, войн и коммерческой деятельности европейских держав на гвинейском побережье. В результате часть племён эмигрировала. Переселенцы из Асантемансо, истребив местных жителей, основали город Кумаси, ставший позднее столицей.

Федерация Ашанти была создана в конце 17-го — начале 18-го века как военный союз нескольких племён. Конфедерацией управляли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема, «королева-мать») и совет старейшин, в который входили вожди племён и военные вожди. Сам термин «асанте» означает «люди, объединившиеся для войны». Почти весь 18-й век ашанти воевали с соседями за контроль над торговыми путями на юг, к побережью Гвинейского залива. К началу 19-го века Федерация Ашанти превратилась в мощную державу.

Ашанти вели торговлю с родственными народами, живущими на побережье Гвинейского залива. Однако в борьбе за побережье они столкнулись с обосновавшимися здесь британцами. Английские власти с тревогой следили за растущим могуществом ашанти и за их возрастающим влиянием на народы Золотого берега. Столкновение было неизбежно.

В первой войне ашанти одержали победу в 1806 году. Англичанам было разрешено после выплаты дани остаться на побережье в своих портах. На этом конфликты не прекратились. В результате четвёртой войны по договору 1831 года была определена южная граница государства ашанти. Хотя англичане продолжали политику колониальной экспансии на Золотом берегу, их попытки проникнуть в глубь Федерации Ашанти так и не увенчались успехом.

Во время шестой англо-ашантийской войны в 1873 году британцы двинули на север против ашанти большую, хорошо вооружённую армию. Английские войска под командованием губернатора английской колонии Золотой берег захватили столицу Кумаси. Установить полный контроль над государством ашанти им не удалось, однако конфедерация начала разваливаться. Полностью оккупирована территория царства была в 1896 году, после седьмой войны. Но это был ещё не финал.

Оскорблённая святыня

Согласно легенде, во время правления знаменитого асантехене Нана Осея Туту, объединившего племена ашанти, в городе Кумаси собрались вожди племён для важного совещания. В этот момент главный жрец Окумфо Аноче, обладавший волшебной силой, своими заклинаниями заставил разверзнуться небеса.
Грянул гром, и в серебристом облаке перед Нана Осея Туту опустился трон, сверкавший золотыми узорами. Жрец указал на трон и назвал его главной святыней ашанти, в которой заключена душа народа. «От его сохранности зависит судьба народа ашанти, его независимость», — провозгласил Аноче, и вонзил свою саблю в землю, чтобы отметить место появления стула. До сей поры в центре города Кумаси можно увидеть металлический овал на земле, в центре которого торчит рукоять сабли. «Ни одна сила в мире не может вытащить эту саблю, — рассказывают ашанти. — Нельзя даже делать такие попытки, это было бы кощунством».

Золотой трон был святыней ашанти до 1896 года. Ворвавшиеся в Кумаси британцы пленили верховного вождя и захватили трон, который, правда, оказался поддельным. Захватчики увезли святыню в Лондон, а подлинный Золотой трон ашанти надёжно спрятали.

Из-за этого Золотого трона и произошла последняя, восьмая война между британцами и ашанти в 1900 году. Узнав о том, что ими захвачен поддельный Золотой трон, англичане стали искать оригинал. Губернатор Фредерик Ходжсон потребовал, чтобы ему принесли реликвию, в следующих выражениях: «Где эта ваша чёртова золотая табуретка? Почему я до сих пор не сижу на ней — я, представитель самой могущественной державы в мире?».

Трудно было придумать большее оскорбление для вождей ашанти. Неудивительно, что они взбунтовались. Восстание продолжалось несколько месяцев. Кровопролития можно было бы избежать, если бы англичане дали себе труд ознакомиться с историей и традициями народа ашанти и осознали важность, которую те придавали своей «золотой табуретке». Когда, наконец, англичане отказались от своих попыток завладеть Золотым троном, ашанти прекратили восстание.

Однако асантехене Премпех I, королева-мать и другие вожди были сосланы на Сейшельские острова. Территория ашанти в 1901 году окончательно стала колонией Британии. Народ дожил до наших дней, однако никогда уже не достигал того могущества, которым владел несколько веков назад.

Жезл, палаш, ключи и орлы

В наши дни Золотой трон хранится во дворце верховного вождя ашанти, который находится к северу от Кумаси. Реликвию выносят на всеобщее обозрение лишь по большим праздникам. Его ставят слева от асантехене на возвышение, покрытое кожей. Специальные люди следят за тем, чтобы трон не коснулся земли. Только в двух особых случаях верховный вождь ашанти может сесть на него: при коронации и если начнётся война.

Золотой трон имеет для ашанти колоссальное значение, так как он — символ всей нации. Существует множество копий трона, тоже обладающих ценностью в глазах ашанти. Они сделаны не из золота или серебра, а из простого дерева. И их можно увидеть в любом африканском доме. Ашанти считают, что в этих предметах мебели обитает дух их предков. Во время специальной церемонии, посвящённой памяти предков, они льют перед ним воду, совершая «ритуальное омовение руки». При этом они раздают всем присутствующим ямс, который называют «пищей для души». Прежде существовал обычай приносить по такому случаю в жертву овцу.

Сегодня в гербе Ганы находятся символы вождей ашанти — жезл и обрядовый палаш асантехене. Их охраняют орлы, олицетворяющие могущество страны. На торжественных приёмах верховный вождь ашанти должен быть в полном облачении, при всех регалиях. Иностранным гостям позволяется приветствовать вождя рукопожатием, ну а все его подданные встают на колени и почтительно кланяются.

Об уважении к власти вождя особенно ярко свидетельствует то, как обставляется выход асантехене в праздничные дни. За его паланкином, окружённым большой толпой приближённых, несут меч — «акума». У меча два назначения: устрашать врагов и разрубать запутанные узлы возникающих конфликтов. Младшие вожди несут золотые жезлы, символика которых указывает на происхождение владельца жезла и на клан, к которому он принадлежит.
Большим почётом пользуются сандалии с позолоченными ремешками, в которых асантехене величаво выступает на торжественных приёмах. За ним слуги несут запасную пару сандалий. Это страховка от роковой случайности — верховный вождь может потерять сандалии. А наступив на землю босой ногой, он тутже превратится в обычного смертного.

За вождями также несут курительные трубки, и, как ни странно, связку ключей — стальных, если вождь деревенский, и золотых, если это верховный вождь. Это не просто предметы быта. Трубки, украшенные резьбой, символизируют здоровье — только сильный вождь может курить трубку! Ключи — тоже символ. Если ключи при вожде, значит, не только все сундуки и двери его дома закрыты, но и граница земли ашанти на замке.